<<
>>

Сёрен Кьеркегор

(1813—55) входит в число великих оригинально мысливших философов XIX в. Его сочинения (опублико-ванные отчасти под псевдонимами) содержат ряд остроумных философско-психо- логических анализов и теологических разборов, изложенных в весьма своеобразной форме.

При этом тон в его твор-честве неизменно задает религиозная (хри-стианская) составляющая, биографическим фоном которой выступают личные борения мыслителя в области веры. Его анализ человеческого существования дал решающий толчок развитию философии экзистенциализма в XX в. КЬЕРКЕГОР начинает с вопроса:

как мне, существующему субъекту, вступить в отношение к Богу? Для этого прежде всего необходимо понять конкретные обстоятельства суще-ствования отдельного человека, т.е. "понять себя самого в ситуации существования". Но именно это, по КЬЕРКЕГОРУ, было изгнанно из мышления философией немецкого идеализма (особенно гегелевской), создавшей таким путем тип "абст-рактного мыслителя", подвергнутый острой критике датским философом: "Как раз потому, что абстрактное мышление стоит sub specie aeterni [на точке зрения вечного], оно упускает из виду конкретное, временное, становление су-ществования, бедственное положение того, кто существует..." Но поскольку абстрактно мыслящий и сам всегда наделен конкретным существованием, он становится "комичной фигурой", не желая признаться самому себе в этой основе своего бытия и мышления:

он сам и его мышление превращаются в фантомы.

В противовес этому необходимо стать субъективным, т.е. "...установить отношение познания к познающему, сущность которого — существование", ибо "единственной действ ителы гостью, о которой существующий не просто знает, является его соб-ственная действительность, то, что он существует; и эта действительность есть его абсолютный интерес". Если человеческое существование стано-вится таким образом центром философского поиска, то возникает вопрос: что такое человек?

"Человек есть синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости, короче говоря, некий синтез.

Синтез — это отношение между двоими". Но тем самым он еще не является самостью, ибо

"самость есть отношение, которое уста-навливается к себе самому, или то в от-ношении, что устанавливает отношение себя к себе самому". Самость человек обретает лишь устанав-ливая сознательное отношение к синтезу своего бытия.

Самобытие, таким образом, отнюдь не дано человеку природой, а является заданием, в ходе выполнения которого он реализует свою свободу. Но существует возможность и того, что человек ощутит себя неготовым к такому синтезу и сознательно или бессознательно упустит свою самость из рук. КЬЕРКЕГОР называет это состояние отчаянием, описывая в своем сочинении "Болезнь к смерти" различные формы паралича воли к бытию самим собой. Но поскольку человек не сам создал себя в качестве синтеза — это сделал Бог, — то это отчаяние есть состояние неподготовленности к Богу; а определение греха таково: паралич воли к бытию самим собой перед лицом Бога.

Путь, ведущий отдельного человека к вере, в которой человек "откровенно коренится в силе, что создала его", КЬЕРКЕГОР описывает, пользуясь понятием различных стадий существования ("Или — или"). На эстетической стадии человек живет непосредственно, т.е. еще не выбрал себя самого в качестве самости. Он живет во внешнем и чувственном, потребляя его согласно девизу "Взять от жизни все сполна".

Пример этому — Дон Жуан. Но поскольку, ведя такой образ жизни, он зависим от внешнего, т.е. от того, что не в его власти, то невысказанное основное настроение эстетического бытия проявляется как отчаяние по поводу возможного исчезновения его условий. Скачок к этической стадии бывает тогда, когда в своем отчаянии индивид выбирает себя самого:

"...ибо безусловно я могу выбрать лишь самого себя, и этот безусловный выбор себя самого есть моя свобода, и лишь безусловно выбрав себя самого, я полагаю безусловное различие, а именно: различие добра и зла". Этическое существование выбрало себя как самобытие, получив тем са.мым независимость от внешнего; оно становится субъектом решений, а жизнь приобретает ответственность и непрерывность. Но и эта стадия — не последняя. Ибо благодаря тому, что возможна вина, этик познает, что не способен вести жизнь, соответствующую этическому идеалу, поскольку живет в условиях греха.

Это ведет человека к

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме Сёрен Кьеркегор:

  1. ЛАНДШАФТ
  2. СУЩЕСТВОВАНИЕ
  3. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
  4. КУЛЬТУРА
  5. ИСТИНА
  6. ЭТИКА
  7. 5. Экзистенциализм
  8. КОНТРКУЛЬТУРА
  9. КОНТРКУЛЬТУРА
  10. Содержание
  11. § 3. Философия — гуманитарное знание