<<
>>

СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ



категории социального познания, с помощью которых раскрывается характер протекания процессов об-щественной жизни как деятельности людей, степень совпадения целей и результатов деятельности.
Ядром вопроса о соотношении стихийности и сознательности в историческом процессе является проблема рацио-нальности и ее границ применительно к особенностям индустриальной цивилизации. В качестве исходного пункта представлений о возможности полностью сознательной (рацио-нальной) организации социальной жизни можно рассматривать учение Платона об идеальном государстве. Однако наиболее объемно проблема обсуждается в Новое время в условиях становления и развития индустри-ального общества. В духе рациона-лизма и просвещения обосновывается идея о возможности рациональной организации общества и исключе-ния в нем какой-либо стихийности (случайности) на основе научного предвидения, в чем и выражается об-щественный прогресс (Декарт и др.). Идеальное общество есть рациональ-но организованное общество, где ве-дущую роль выполняют носители знаний, из единого центра планиру-ющие будущее (позитивизм, марк-сизм). Предельной формой данного подхода выступила теория и практика коммунистических режимов, исходивших из идеи абсолютной раци- онализируемости всех сторон жизни общества и человека (ленинизм). Исторический процесс трактуется здесь как закономерный переход от стихийности к сознательности обще-ственной жизни под руководством знающих будущее организаций и вождей. Высший критерий созна-тельности — совпадение деятельности с требованиями объективных со-циальных законов. Стихийность же исходит из иллюзий, ненаучных представлений об обществе. Поэтому хотя каждый человек в досоциалистических обществах действует в своей повседневной жизни сознательно, социальный процесс в целом стихиен, разрушителен. Необходим переход к сознательному творчеству истории, где сознательность тожде-ственна планомерности, и достигает-ся совпадение целей и результатов деятельности. Другой версией решения проблемы является технокра-тизм, хотя и отвергающий идеи ком-мунизма, но опирающийся на ту же логику социального консерватизма. Практический опыт сознательной (планомерной) организации общест-венной жизни показал, что такой подход неминуемо перерастает в то-талитаризм, в кризис и угрозу гибели цивилизации. Тоталитаризм вы-ступает при этом чаще всего как результат самих возвышенных уст-ремлений: для этого достаточно по-ставить себе целью организовать жизнь общества по единому плану и последовательно стремиться к реа-лизации этой цели на практике. Итогом является то, что не предус-матривалось в благородных планах: лишение людей свободы выбора, контроль над всеми сторонами их жизни, нивелировка личности, пре-вращение ее в средство обществен-ных целей, постоянное снижение квалификации управляющих, сис-тема деспотизма и насилия, исходящая из догмата непогрешимости правящих структур. За этим скрыт парадокс рациональности: чем больше мы стремимся рационализировать общество, тем больше в нем по-давление человека и фактическое торжество иррационального (М. Вебер). В итоге, в социально-философ-ской мысли формируются качест-венно иные подходы к проблеме стихийности и сознательности в ис-торическом процессе. В основе их лежат следующие идеи: 1) наличие в силу социокультурных особеннос-тей множества рациональностей, ко-торые недопустимо сводить только к науке; 2) многонаправленность социальных процессов, развитие философии нестабильности и т. п., что делает невозможным однозначное историческое предсказание будуще-го и соответственно его планирова- ниє; 3) наличие в деятельности че-ловека взаимодополняющих рацио-нальных и иррациональных начал (Хайек, Поппер, Франк и др.)- На передний план выходит идея от-крытой рациональности, т. е. рацио-нальности критической,способной к выходу за пределы готовых схем и жестких конструкций, ибо реальность всегда шире, богаче, полнее любых человеческих представлений о ней, а потому недопустима канони-зация содержания любой картины мира. При всей роли сознательности в основе исторического процесса лежат "спонтанные порядки", которые складываются не по чьему-то замыслу, а стихийно в ходе социальной эволюции, где координация соци-альных действий достигается за счет соблюдения универсальных правил поведения. В результате утвержда-ется расширенный порядок чело-веческого сотрудничества на основе использования огромного массива рассеянного в обществе знания, чего не может обеспечить ни один плани-рующий центр (Хайек). Тем самым ограничивается монополизм в любых его формах, особенно монополия на истину, поскольку в силу разроз-ненности и противоречивости чело-веческих устремлений никто не имеет права претендовать на владение абсолютной истиной. Стихийность, таким образом, соответствует чело-веческой природе, что вовсе на ис-ключает элементов организации, но на основе конкуренции и согласо-вания различных подходов, отказа от опеки над людьми, децентрализации принятия решений, демократической организации общества. Фор-мируется не единый план на всех, а социальная политика, постоянно корректируемая обстоятельствами, конкретные социальные технологии в духе социальной инженерии (Поппер). И хотя тем самым усложняется принятие решений, при этом блоки-руется волюнтаризм, а принимаемые решения оказываются действительно эффективными. В итоге обеспечива-ется действительная сознательность, особенно необходимая в условиях обострения глобальных проблем, когда требуется сознательно направ-ляемое развитие человечества в целом — на основе ноосферного подхода, принципа коэволюции природы и общества, что невозможно без вме-шательства планетарного Разума.
Г. Я. Миненков
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ:

  1. СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
  2. Объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории
  3. 5. Русские мыслители о ходе исторического процесса
  4. 6.4. ПЕРЕХОД ОТ ИСТОРИЧЕСКИХ МИНИМУМОВК ИСТОРИЧЕСКИМ МАКСИМУМАМ В РАЗВИТИИСЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
  5. ПРЕД СОЗНАТЕЛЬНОЕ
  6. СОЗНАТЕЛЬНОЕ
  7. 3.2. Правовое регулирование прогнозирования стихийных бедствий и подготовленности к ним
  8. Опросник «Сознательное родительство
  9. Секрет 6: Сознательно контролируйте производимое вами впечатление
  10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР от 23 декабря 1988 г. № 17О рассмотрении судами дел, связанных с преступлениями, совершенными в условиях стихийного или иного общественного бедствия
  11. 6. Логическое и историческое
  12. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  13. ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ
  14. 6.5. Историческое состояние
  15. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ