<<
>>

СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ


(греч. stylos — палочка для письма) — эс-тетическая категория, отражающая определенный способ восприятия и интерпретации человеком мира, что проявляется в конкретном соот-ношении содержания и формы, ре-зультата и процесса творческой де-ятельности.
Проявляясь наиболее полно в художественном творчестве, С. X. принадлежит сфере эстетичес-кого, фиксируя момент самовыра-жения человека, действующего в контексте конкретного пространства и времени. Будучи своеобразным проявлением особой меры субъек-тивности, С. несет на себе печать этой субъективности и одновременно вбирает в себя бесконечное разнообразие элементов реальной действительности, образуя некую целостность со мно-жеством красок и оттенков. С. X. выступает конкретным проявлением идеалов и вкусов субъекта в продуктах его творческой деятельности. Категория "С. X." имеет многовеко-вую историю, восходящую еще к ан-тичности. Как понятие "С. X." чаще всего использовался применительно к художественной практике кон-кретным искусствознанием. В ранг эстетической категории С. X. был возведен Гегелем. И если в молодом, по тем временам, искусствознании господствовали лишь общие рассуж-дения о С. X. и его типологии, то после Гегеля возобладало стремление построить теорию С. X. на известных к тому времени теоретических и методологических основаниях. Однако проблема категориального ста-туса С. X., а также создание его це-лостной теории остается актуальной и для современной эстетики. В исто-рико-философском контексте ста-новление и развитие понятия "С. X." неразрывно связано с основными этапами реализации самовыражения и самосознания индивидуума, с раз-личными типами отношения человека к предметному миру и миру собст-венных чувств и мыслей. Динамика С. X. есть движение от отражения внешних реалий мира к воспроизве-дению внутреннего мира человека, а затем — к осознанию отношения внутреннего человеческого Я к внешнему миру и самому себе. Поэтому не случайно категория "С. X." выступает как конкретная мера и одновре-менно результат эстетического отно-шения. С. X. фиксирует основные моменты изменения и развития эс-тетического отношения в простран-ственно-временном измерении, благодаря чему в С. X. отражается конкретный способ эстетического ос-воения человеком реальной действи-тельности. С. X. возникает на основе миросозерцания человека как выра-жение его внутренней духовной сущности, как тот внутренний взгляд на мир, при помощи которого человек "созерцает тайну бытия всего суще-го" (Белинский). В свою очередь, миросозерцание требует своего дея-тельного воплощения через практи-ческое освоение "всего сущего". Ре-зультатом такого освоения внешнего мира сквозь призму субъективности, личностного начала и выступает феномен С. X. Однако миросозерцание есть лишь предпосылка возник-новения стиля, сам же С. X. форми-руется в процессе реализации этого миросозерцания в конкретных актах человеческой деятельности. Два на-званных аспекта человеческого бытия: созерцательный и деятельност- ный — позволяют выделить С. X. как процесс и С. X. как результат, в которых (с различной степенью ин-тенсивности) находит свое воплощение субъективность, благодаря чему предметы и явления реального мира превращаются в ценности, зависящие от того, какое значение им придает сам человек, окутывая их особым веянием своего чувства и фантазии.
А. Ю. Карачун
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ:

  1. СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (греч. stylos - палочка для письма
  2. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  3. АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  4. Часть II. ЛИЧНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  5. ЧАСТЬ 3. СТИЛЬ ЖИЗНИ
  6. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
  7. 65. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г
  8. СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, АНАЛИЗИРУЕМЫХ И ЦИТИРУЕМЫХ В КНИГЕ
  9. стиль
  10. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
  11. СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШ-ЛЕНИЯ
  12. Глава 12. МЕНЕДЖЕРСКАЯ САМОПОГТОВКА И СТИЛЬ РАБОТЫ БИЗНЕСМЕНА
  13. ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
  14. СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  15. СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  16. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ КОМПАНИИ
  17. ГЛАВА 6.4 СТИЛЬ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ