<<
>>

СТОИЦИЗМ


— школа древнегреческой философии, возникшая в III в. до н. э., развившаяся на основе эллинистической культуры и просуществовавшая до III в. н. э.
Основана Зеноном Китионским. В истории существования этой школы выделяют три периода: Древняя Стоя (III—II вв.
до н. э.; Зенон, Кле- анф, Хрисипп), Средняя Стоя (II—I вв. до н. э.; Панэтий из Родоса, Посидоний) и Поздняя Стоя (I—II вв. н. э.; Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Этика (учение о том, как «жить согласно природе») занимает в системе стоической философии ведущее место, опираясь на физику (учение о природе) и логику (учение о высказывании). Космос (мир) понимался стоиками как целостный, одушевленный, телесный, саморазвивающийся организм, подчиняющийся неумолимым законам Логоса. Душу космоса как живого существа составляет пневма (огненный эфир, движущая сила вещества), которая разлита по всем членам и органам и связывает мир в одно неразрывное целое. Различие качеств индивидуальных вещей зависит от степени «напряжения пнев- мы». Истинно сущим является те-лесное, способное действовать и испытывать воздействие. Бестелесное не является способным действовать и испытывать воздействие в настоящем смысле слова. К нему относятся «лектон» (смысл слова), пустота, пространство, и время. Конечная цель космоса — совершенство целого как сообщества разумных существ или «системы», состоящей из богов, людей и всего, что существует ради них. Стоики отождествили логическое следование и физическую причинность. Это вело их к отрицанию случайности и фатализму. Человек — неотъемлемая часть целого, его жизнь предопределяется необходимыми законами целого или судьбой. Идеал стоиков — человек, который безропотно и мужественно подчиняется судьбе, противостоять которой бессмысленно и тщетно. Ис-тинное счастье человека — в свободе от страстей, спокойствии духа, а это последнее — не дар природы, а результат человеческого самовоспитания. Благо стоики сводили к четырем добродете-лям: благоразумию, умеренности, справедливости и мужеству. Про-тивоположности этих понятий составляют зло. А все остальное — жизнь и смерть, богатство и бедность, здоровье и болезнь, и т. д. — не зависит от человека, а, следовательно, относится к сфере безразличного. Объект выбора человека — определенное душев-ное состояние, которое не зависит от того, что происходит с его телом. Даже самоубийство оправдано при невозможности жить и действовать разумно и морально.
В центре внимания мыслителей Средней Стой — продумывание связи между добродетелью и «продвижением» к ней. Под влиянием платонизма мыслители Средней Стой изменили учение стоиков о единой разумной душе и о страстях как болезни души в целом. Панэтий различал в душе
разум и устремления, а Посидоний противопоставлял разумной части души неразумные: вожделеющую и волевую. Из этого следовал вывод об укорененности зла в природе человека, а в этике это вело к ослаблению учения о непреложности долга. Был внесен также ряд новшеств в космологическую теорию. (Так, Па- нэтий отказался от стоической теории «мировых пожаров»).
Римский или поздний стоицизм характеризуется ограничением философии этикой, повышением интереса к интимным, религиозным переживаниям, усилением пессимизма в трактовке человека как ничтожной, греховной личности. В стоицизме очень сильно сознание духовной связи человека с человеком и мировым целым. Именно здесь впервые на основе причастности всех людей Логосу формулируется идея общего братства людей, на место идеала национального государства приходит космополитизм. Стоицизм (особенно римский) оказал сильное влияние на складывающийся неоплатонизм и христианство. А этика стоиков и стоицизм, пони-маемый как определенное умонастроение, неоднократно привлекали внимание и возрождались в истории философии.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме СТОИЦИЗМ:

  1. ГРЕЧЕСКИЙ СТОИЦИЗМ
  2. Стоицизм
  3. СТОИЦИЗМ
  4. СТОИЦИЗМ
  5. СТОИЦИЗМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ. ПАНЭЦИЙ
  6. Луций Анней Сенека (ок. 4—65) — самый значительный представитель позднего, в основном римского стоицизма
  7. ЭКЛЕКТИЗМ
  8. Аркесилай
  9. Оглавление
  10. Марк Теренцнй Варрон
  11. Марк Аврелий
  12. Человек и общество
  13. Эпиктет
  14. ЛОГОС
  15. 11. Политико-правовые теории Древней Греции (Платон, Аристотель, эллинизм)
  16. Марк Аврелий Антонин (26 апр. 121 — 17 марта 180), римский император (161 — 180), римский философ
  17. МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Markus Aurelius Antoninus) (121-18