<<
>>

Стоицизм

— одно из основных философских направлений эллинистического и римского периода истории античной философии.

Профессор Санкт-Петербургского университета 1 1. М. Корку! к ш и 1 903 I'.

так писал о стоицизме: «По учению стоим HI, основное начало этики должно за-ключат!»сн I» т| кчншании жить согласно с природой. Этические нормы отождествлялись таким образом с законами природы. Добродетель сводилась к подчинению этим законам. Усноивший такую добродетель — мудрец. Мудрец не зависит от внешних случайностей, к которым он относится безразлично, бесстрастно, с полной апатией; в себе самом он на-ходит полное удовлетворение, не нуждаясь ни в каких внешних условиях. Апатия — свобода от всякого страдания и страха, от желаний и радости. Все аффекты — неразумны: страдание есть ложное суждение о настоящем, страх — такое же суждение о будущем лишении; желание есть неразумное стремление к внешним благам, радость — неразумная кичливость ими. Конечно, и мудрец испытывает страдания, но не страдает от них, потому что не считает их злом.
Он свободен от всякой гордости и тщеславия; он безучастен к славе и позору. Истинное благо, по учению стоиков, есть согласие с природой, т. е. добродетель. Основная добродетель есть мудрость, т. е. знание согласного с природой; три другие добродетели заключаются в способности правильного, согласного с природой выбора; мудрость есть способность различения того, на что должно посягать и чего следует избегать; умеренность есть способность пони643

мать, от чего должно отказываться и что удерживать; наконец, справедливость — способность распределения внешних благ сообразно достоинству людей. Добродетель, по учению стоиков, сама по себе дает полное удовлетворение и блаженство, независимо от каких-либо внешних благ. Этим учение стоиков существенно отличается от учения Аристотеля, придававшего известное значение и внешним благам. В противоположность Аристотелю стоики пришли в своем этическом стремлении к аскетизму и даже к проповеди самоубийства».

Основателем школы (в Афинах) считается Зспон из Кития (ок.

336—264 до н. э.).

Преемники Зенона — Клеанф (ок. 331—232) и главный литературный представитель школы — Хрисипп (ок. 277—208) вместе с рядом своих учеников и современников составляют так называемую древнюю Стою. Панетий (185—110) и Посидоний (ок. 135—51) — главные представители так называемой средней Стой, когда это направление проникает в Древний Рим и приобретает здесь множество сторонников. Отдельные фрагменты и многие свидетельства имеются в произведениях Цицерона (I в. до н. э.), Плутарха (I в. н. э.; одно из них — «Изречения, или мнения, философов», принадлежность которого Плутарху оспаривается, именуется произведением I lcciw>iuiyrapxa), Александра Афродисийского (II—III ва), Секста Эмпирика (III в.), Диогена Лаэртского (III в.), Стобея (V—VI вв.). Поскольку, таким образом, о воззрениях древних и средних стоиков мы можем судить лишь на основании некото-рых отрывков, последние подобраны тематически, в соответствии с тем делением философии на логику, физику и этику, которое они сами, по сообщениям названных источников, производили. Следует при этом иметь в виду, что в античности в эти термины вкладывалось иное содержание, чем в новое время и в современности.

Фрагменты текстов переведены на русский язык А. Ч. Козаржевским и публикуются по изданию: Ан-тология мировой философии: В 3 т., М., 1969- 'Г. 1. Выдержки из книги Диогена Лаэртского «О жизни,

644

учениях и изречениях знаменитых философов» приводятся в переводе М. Л. Гаспарова.

<< | >>
Источник: Харвест, М. Антология мировой философии: Античность.. 2001

Еще по теме Стоицизм:

  1. СТОИЦИЗМ
  2. ГРЕЧЕСКИЙ СТОИЦИЗМ
  3. СТОИЦИЗМ
  4. СТОИЦИЗМ
  5. СТОИЦИЗМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ. ПАНЭЦИЙ
  6. Луций Анней Сенека (ок. 4—65) — самый значительный представитель позднего, в основном римского стоицизма
  7. ЭКЛЕКТИЗМ
  8. Аркесилай
  9. Оглавление
  10. Марк Теренцнй Варрон
  11. Марк Аврелий
  12. Человек и общество
  13. Эпиктет
  14. ЛОГОС
  15. 11. Политико-правовые теории Древней Греции (Платон, Аристотель, эллинизм)
  16. Марк Аврелий Антонин (26 апр. 121 — 17 марта 180), римский император (161 — 180), римский философ
  17. МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Markus Aurelius Antoninus) (121-18
  18. ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ И ЕГО УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ