<<
>>

СТРУКТУРАЛИЗМ


— обозначение в целом неоднородной сферы гума-нитарных исследований, избираю-щих своим предметом совокупность инвариантных отношений (структур) в динамике различных систем. Начало формирования структура-листской методологии датируется выходом в свет "Курса общей линг-вистики" Соссюра, в котором содер-жатся две интенции, фундамен-тальные для последующего развития этого метода.
Во-первых, рассмат-ривая язык как упорядоченную от простейших до сложных уровней си-стему знаков, Соссюр полагает источник его способности обозначать и выражать нечто — только во взаи-мосвязи каждого элемента с другими, включенности элементов в опре-деленную систему отношений. Тем самым была намечена резкая антитеза как позитивистскому атомизму, пытающемуся выделить "конкрет-ные языковые сущности", элемен-тарные единицы значения, из которых складывается язык, так и эволюци-онной лингвистике, игнорирующей синхронический аспект изучения языка в пользу диахронического. Во-вторых, в "Курсе..." было выдвинуто стратегически важное положение об отсутствии субстанции языка: даже на уровне простых звуков мы сталкиваемся не с частицей "материи" языка, а с парами взаимоотрицающих элементов, деструктивными фонемами, чистым, без носителя, различием. Начиная с 1920-х идеи Соссюра воспринимаются и разви-ваются в различных школах струк-турной лингвистики: Пражским лингвистическим кружком, Копен-гагенской глоссематикой, американ-ской дескриптивной лингвистикой. Заметно также влияние соссюриан- ства на гештальт-психологию и русский формализм. В 1928 выходит "Морфология сказки" В. Проппа, положившая начало структурному анализу текстов. В 1950-х работы Леви-Стросса определяют новый этап в развитии метода — собственно С. (наличие философских имплика-ций) или "французский С." — основные представители: Р. Барт, Фуко, Лакан. Впрочем, сам Леви-Стросс не причисляет последних к "аутен-тичному" С., замысел которого, по Леви-Строссу, состоял в переносе конкретно-научного метода струк-турной лингвистики на обширное поле культурологии в целях дости-жения в ней строгости и объективности по типу естественных наук. Ле- ви-Стросс пытается выполнить эту задачу на материале этнографии, формализуя в терминах бинарной оппозиции и теории коммуникации системы родства примитивных наро-дов, ритуалы, мифы и т. д. И Фуко, и Р. Барт, и Лакан работают в стороне от проекта "материализации" гуманитаристики. Фуко выявляет глубинные конфигурации языка различных эпох, анализируя в син-хроническом срезе области языко-знания, биологии и политической экономии. Р. Барт ищет структурно- семиотические закономерности в "языках" различных феноменов культуры (массовых коммуникаций, моды и т. п.), переходя впоследствии к описанию процессов означивания в литературных, преимущественно мо-дернистских, произведениях. Лакан, исходя из гипотезы об аналогии функционирования бессознательного и языка,реформирует психоана-лиз, предлагая сосредоточиться на анализе и корректировке символи-ческих структур языка, терапевтически вмешиваясь тем самым в бес-сознательные аномалии. В общем, С. может быть представлен как супер-позиция ряда определяющих для 20 в. философских стратегий: 1) де- субстанциализация традиционной метафизики, систематически нача-той еще Кантом и наиболее дра-матично продолженной Ницше. Ут-верждая, что реляционные свойства элементов отличаются доступностью для гуманитарного познания и не меньшей, если не большей, гносеологи-ческой ценностью, чем субстанциональные, С. практически оставляет за пределами внимания кантовскую "вещь-в-себе". Отсюда понимание собственного метода ведущими пред-ставителями С. как кантианства без трансцендентального субъекта или исторического априоризма. Ницше-анские декларации смерти Бога трансформируются в С. в конста-тации "конца Человека", "смерти Автора", неадекватности понятий "произведение", "творчество" и т. д.; 2) экспликации внеразумных оснований разума, вехами развития которой стали работы Маркса и Фрейда. Различные понятийные конструк-ты — "ментальные структуры" Ле- ви-Стросса, "эпистема" Фуко, "сим-волический порядок" Лакана — пре-тендуют на формализацию, разви-тие, прояснение взглядов на природу и функции бессознательного; 3) нео-рационализма, полемизирующего с романтическими, интроспекционист- скими философскими течениями. Доминантой структуралистского мышления выступает рассмотрение всего разнообразия культурных феноменов сквозь призму языка как формообразующего принципа и ори-ентация на семиотику, изучающую внутреннее строение знака и механизмы означения в противоположность англо-саксонской семиологии, занимающейся преимущественно проблемами референции и класси-фикации знаков (Пирс). В 1970— 1980-е как извне, так и изнутри усиливается критика ограниченности структуралистского метода, обус-ловленная его аисторичностью, фор-мализмом, а порой крайними формами сциентизма. Принципиальная бесст-руктурность целого региона челове-ческого существования становится отправным пунктом так называемой "философии тела". Положения "позднего" Р. Барта, Фуко периода "генеалогии власти", Деррида, Эко, Делёза, Бодрийяра и других об "от-крытости произведения", социально- политических контекстах "структур", переносе акцентов анализа с систем готового значения на процесс его производства с атрибутивными для них моментами разрыва и сбоя — определяют характер "второй волны" С. или постструктурализма. (См. также Означивание, "Смерть Автора", "Смерть субъекта", Тело, Телесность, Скриптор, Конструкция.)
А. А. Горных
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме СТРУКТУРАЛИЗМ:

  1. СТРУКТУРАЛИЗМ
  2. СТРУКТУРАЛИЗМ
  3. Структуралистическая концепция развития
  4. СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА
  5. СТРУКТУРА
  6. СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА
  7. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ
  8. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ
  9. ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа, logos - учение, наука, слово
  10. РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis - разумный, ratio - разум
  11. ПОЗИТИВИЗМ ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
  12. ТЕКСТ
  13. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  14. ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
  15. Христианская философия XX века
  16. ГОЛОСОВКЕР Яков Эммануилович (1890-1967
  17. НЕОТОМИЗМ
  18. ЭСТЕТИКА
  19. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
  20. ВЛАСТЬ