<<
>>

СУБКУЛЬТУРА

— система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкуль- тура) — понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).

Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и С., находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная С., различные профес-сиональные С. и др.). Под С. понима-ют также: 1) совокупность некото-рых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в ка-честве культуры преступного слоя общества (делинквентная подкуль- тура); 2) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) — ав-тономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мыш-ления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплек-сами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер); 3) транс-формированная профессиональным мышлением система ценностей тра-диционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску.
Д. Дауне различает С., воз-никающие как позитивная реакция на социальные и культурные потреб-ности общества (профессиональные С.), и С., являющиеся негативной реакцией на существующую соци-альную структуру и господствующую в обществе культуру (делинквент- ные и некоторые молодежные С.). В целом современные С. представляют собой специфический способ дифференциации развитых нацио-нальных и региональных культур, в которых наряду с основной класси-ческой тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содер-жанию отличающихся от ведущей культурной традиции, но являю-щихся в то же время прямым гене-тическим порождением последней.
С. формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, эт-ническое происхождение, религия и место жительства. Социальной базой формирования С. могут быть воз-растные группы,социальные слои, крупные неформальные объединения. Различают официальные и нео-фициальные С. С. характеризуются обязательными попытками форми-рования собственных мировоззрений, оппозиционных (не обязательно враждебных) мировоззрениям других социальных групп или поко-лений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и при-чески, формами проведения досуга и т. д. Использование этого термина не предполагает, что группа культур непременно конфликтует с господствующей в обществе культурой. С. призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя. Во мно-гих случаях большинство общества относится к С. с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым С. врачей или учителей. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным ас-пектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Цен-ности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму гос-подствующую культуру — главным образом через СМИ, где эти ценности стали менее вызывающими, поэтому менее привлекательными для контр-культуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господ-ствующей (например, распространение элементов С. хиппи в домини-рующей культуре в США). В ряде случаев, однако, группы, поставленные в невыгодное, неравноправное положение в обществе или временно лишенные свободного доступа к культурному наследию и возможно- стей для саморазвития, развивают упрощенные формы культуры, заме-няющие ее нормальные, естественные формы и в той или иной степени противостоящие культуре как целому. Таковы например, С. преступных групп и организаций типа мафии, С. религиозных сект и изолированных утопических коммун.
Молодежь раз-вивает собственную С., в частности, создает свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат — более богатую в некоторых случаях, чем культура взрослых. Ее особенности объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, бо-гатством воображения у молодежи, а с другой — отсутствием у большин-ства экономической и социальной самостоятельности. Важным прин-ципом структурализации культуры является деление на столицу и про-винцию (или периферию), которое в значительной степени сказывается в жизни всякого общества, где суще-ствует сильная централизация поли-тической и культурной регуляции. Большей частью провинциальная культура рассматривается как вто-ростепенная, зависимая от столич-ных веяний и неполноценная, от которой активные элементы стремятся уйти в столицу. Особое внимание среди С. вызывают различные нон-конформистские типы отношений молодежи к обществу, диссидентские или альтернативные движения. Эти движения могут различаться как по классовому признаку (рабочая молодежь или "богема"), так и по отношению к перспективам об-щественного развития ("движение зеленых"). К разряду С. следует при-числить и миграционные группы из инородной этнической среды, не-традиционные религиозные группы и т. д. За последние десятилетия в развитых индустриальных странах Запада устойчивое признание полу-чили феминистские движения. Эти движения не ограничиваются соци-альными или политическими требова-ниями. Они выдвигают и требования изменения обжитого типа культуры, в котором, по их мнению, преобладают "патриархальная" и "мужская" С., способствующие доминированию соответствующих эмоций и ориента-ций, а в результате приводят к поощ-рению насилия, разладу в отношениях между людьми. Особую С. образует жизнь улицы, толпы, трущоб, кри-минальной среды и т. п. Именно в этой сфере проводятся исследования интереса людей к бульварной литературе, вульгарному языку, за-борным надписям и рисункам. Неко-торые из наиболее интересных ис-следований С. посвящены языку. Например, У.
Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестан-дартного английского языка детьми из негритянского гетто не свидетельствует об их "языковой неполноцен-ности". Лабов считает, что негритян- ские дети не лишены способности об-щаться, как белые, просто они упо-требляют иную систему грамматических правил, укоренившихся в С. негров. Проблему С. возможно рас-смотреть в рамках концепции социа-лизации. Предполагается, что при-общение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры — процесс сложный и про-тиворечивый. Он постоянно натал-кивается на психологические и иные трудности. Это порождает особые жизненные устремления, например, молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отве-чает ее жизненному порыву. Ман- хейм констатировал, что С., хотя и возобновляются постоянно в исто-рии, выражают процесс приспособления к господствующей культуре. В такой системе рассуждений С. ли-шаются своего преобразовательного статуса. Они являются эпизодом в историческом становлении культуры и интересны тем, что выражают некое преходящее отклонение от главного пути. Понятие "С." помогает изучению процессов дифференциации и интеграции культуры, проис-ходящих под воздействием урба-низации, профессионализации ряда социальных групп, усиления соци-альной мобильности, приводящей к отрыву от культурных традиций.

И. Н. Красавцева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СУБКУЛЬТУРА:

  1. СУБКУЛЬТУРА
  2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
  3. МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
  4. КАРДИНЕР(Каrdiner) Абрам (1892-1981
  5. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ «СКАНДАЛОВ»?.
  6. КОНТРКУЛЬТУРА
  7. Потребительская культура как творческий процесс
  8. КОНТРКУЛЬТУРА
  9. ТРАДИЦИЯ (лат. traditio - передача, придание
  10. AMWAY - ЭТО ТАКЖЕ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
  11. Дизайн и потребительская культура
  12. ПОРНОТЕКСТ
  13. ИМЕЕШЬ ПРАВО НА СКЕПТИЦИЗМ.
  14. Понимание культуры
  15. Этапы процесса восприятия
  16. Глоссарий
  17. Наркобизнес в США
  18. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВ-СТВИТЕЛЬНОСТЬ