<<
>>

Судьба философского наследия Кузанца

В XV в. идеи Кузанца не оказали заметного влияния на развитие философии в Италии, где платоновская философия, как мы видели, развивалась независимо от него. Впервые его произведения были напечатаны в 1488 г.

(в Страсбурге), а затем в 1514 и 1565 гг. (в Париже и Базеле). В XVI в. его идеи оказали весьма заметное воздействие на Джордано Бруно. Французским, итальянским и немецким философам того же столетия он был знаком, а в следующем, XVII веке на его идеи ссылались Декарт и Лейбниц, высоко его ценившие. Однако большого влияния, соответствовавшего глубине его идей, Кузанец все же длительное время не оказывал.

В эпоху немецкого Просвещения в конце XVIII в. его идеи привлекли большое внимание Гете и Шеллинга. Однако его произведения, не издававшиеся с 1565 г., знали плохо. Не удивительно, что Г. В. Ф. Гегель, столь внимательный к проявлениям диалектики во всей предшествовавшей истории философии, в своих «Лекциях по исто-рии философии» его имени даже не упоминает.

Глубина идей Николая из Кузы все больше уяснялась после того, как немецкий исследователь Шарпф в 1862 г.

издал основные его произведения в немецком переводе и пересказе. В последующие десятилетия появлялись все новые переиздания произведений Кузанца в оригинале и в переводах. Можно говорить о двух основных трактовках его до-ктрины в философской историографии последних десятилетий. Одна из них всемерно стремится подчеркнуть ортодоксальность философа-кардинала исходя из конфессионально-католических позиций [см., в частности, 66, с. 261 и др.; 46, с. 537; 15 а, с. 535 — 537]. Подчеркивая неопределенность границы между теизмом и пантеизмом, а также теистическо-мистические положения и выражения Кузанца, они трактуют его именно как теиста, который, несмотря на те или иные неудачные выражения, оставался верным сыном католической церкви.
Эти авторы обычно рассматривают учение Николая как одно из главных и завершающих звеньев истории средневековой философии, С присущим для нее преобладанием теологической тради-ции.

Небезыинтересно в этой связи отметить, что в 1960 г. в ФРГ основано межнациональное и межконфессиональное «Общество Кузанского», которое, однако, подчеркивает только его «христианский универсализм».

Другие буржуазные авторы (обычно светские, не при-надлежавшие к церковным кругам) видят прежде всего пантеистическое содержание учения Кузанца, хотя и выра-женное порой непоследовательно и противоречиво. Напри-мер, известный немецкий историк философии Рихард Фалькснберг, автор специального исследования о Кузанце [см. 62], в своей «Истории повой философии» [9, с. 5 — 7], отмечая борьбу двух главных тенденций философии Нико-лая — христианско-дуалистической и пантеистической,— именно последнюю считает новой. Вместе с другими поло-жениями доктрины Кузанца она делает его не только философом Ренессанса, но и первым представителем фило-софии нового времени.

Весьма высокую оценку философской доктрины Ку-занца дает известный немецкий философ-неокантианец и историк философии Эрнст Кассирер в своей книге «Ин-дивидуум и космос в философии Ренессанса». Посвящая ее рассмотрению две первые главы (из четырех), автор под-черкивает здесь, что «любое изучение, стремящееся рассматривать философию Ренессанса как систематическое единство, должно брать за исходный пункт учение Николая Кузанского» [см. 43 а, с. 7]. В противоположность религи-озно-католическим авторам, обычно видящим суть этого учения в его мистико-теологической ориентации, Кассирер считает, что уже с первых страниц «Ученого незнания» несомненна «тотальная интеллектуальная ориентация» автора, делающая его первым современным мыслителем [там же, с. 10].

В марксистской историографии (например, в материа-лах конференции, проведенной в ГДР в связи с 500-летней годовщиной рождения философа [см. 63]) преобладает трактовка его учения как пантеистического и глубоко

прогрессивного, открывавшего новые пути философской и научной мысли, несмотря на неизбежную историческую ограниченность. Аналогичная позиция выражена и в советском кузановедении [см. 59 а и 60].

<< | >>
Источник: Соколов В. В.. Европейская философия XV —XVII веков: Учеб. пособие для филос. фак-тов ун-тов.. 1984

Еще по теме Судьба философского наследия Кузанца:

  1. АНЕНЕРБЕ (нем. Ahnenerbe - «Наследие предков», полное название - «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков»
  2. 4. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ВЫДАЮЩИХСЯ ГУМАНИСТОВ XVI ВЕКА
  3. 1. Предмет философии и специфика философского мышления.Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
  4. Наследие Паскаля в последующей истории философии.
  5. Наследие обманчивой всеобщей занятости
  6. Преодолеть проклятое наследие прошлого
  7. ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis - роковой, предопределенный судьбой)
  8. СУДЬБА
  9. «О СУДЬБЕ»
  10. СУДЬБА
  11. Вера в удачу изменяет судьбу
  12. Господство судьбы
  13. Глава 10 ВЫИГРАЙ У СУДЬБЫ В РУЛЕТКУ!
  14. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА АНТИЧНОГО НЕОПЛАТОНИЗМА В IV И V ВВ. Н. Э. СИРИЙСКАЯ ШКОЛА
  15. ФАТАЛИЗМ (от лат fatalis — роковой, fatum — рок, судьба
  16. Вы принимаете участие в своей судьбе на государственном уровне
  17. Глава 6. Судьба доллара: полтриллиона причин, по которым он должен рухнуть
  18. Философские школы и направления