СУФИЗМ (от арабск. «саф» — чисто, «аль-саффа» — собирать милостыню, «суф» — шерсть, власяница
— религиозно-мисти-ческое учение в исламе, возникшее в VIII—IX вв. Основа широкого распространения суфизма в мусульманском мире заложена мастерами суфизма классического периода ислама (VIII—XV вв.) Джами, Руми, аль-Фараби, аль-Газали, Хафизом, Омаром Хайамом.
Суфизм — сугубо индивидуальная мистико-религиоз- ная система совершенствования человека — носит эзотерический характер, поэтому требует на-ставника и включает разработанные ранними суфиями психофи-зические упражнения и усвоение определенной суммы теоретических знаний. Разрушение ограниченности обычного знания в мис-тическом опыте суфизма ведет к тому, что окружающее видится в ином свете: «снимаются» проти-воположности различных вещей, сторон мира и интуитивно схва-тывается его единство. Основой этого единства является Истина, с которой вступает в контакт суфий. Вставший на путь суфизма проходит три ступени познания: совершенствование разума на основе веры (знание шариата, его догматики, норм); поэтапное включение механизмов интуитивно-мистического знания («та- рикат») через духовное очищение, осмотрительность, воздержание, достижение духовной «нищеты», упование на Бога и покорность Его воле. Конец пути для из-бранных заканчивается подлинным бытием («хакикат»), состоянием «фана» (исчезновением, угасанием личностного, соединение с Пред-вечным). Поскольку в исламе божество, в отличие от христианства, не личностно, постольку микрокосм растворяется в макрокосме, нет раз-личий между суфием в состоянии «фана» и Богом. Аль-Бистами (ум. в 875 г.) восклицал: «Я есть Он!» Однако с точки зрения суфизма «фана» — не конец пути, как в буддизме, но обретение божественной души, бессмертия души. Сходство мистического пути суфизма с другими религиями указывает на культурные вза-имовлияния, а также ставит ряд вопросов философского и богословского характера, на которые до сих пор нет ответа. Современные арабские теоретики относят европейские рыцарские, масонские ордена, ряд христианских философов (Августина Блаженного, Франциска Ассизского, Фому Аквинского, Дунса Скотта и др.) к традиции европейских суфийских сообществ.
Еще по теме СУФИЗМ (от арабск. «саф» — чисто, «аль-саффа» — собирать милостыню, «суф» — шерсть, власяница:
- «АЛЬ-КАИДА» (Al-Qa'ida, в переводе с арабского - «основа», International Islamic Front for Jihad Against the Jews and Crusaders - Международный исламский фронт джихада против иудеев и христиан
- СУФИЗМ
- Аль-Кинди и начало арабоязычнои философской традиции
- 5.1. Собираемся в дорогу
- 1.4. С кем вы собираетесь сотрудничать?
- Арабская философия
- - Собираетесь ли Вы написать следующую книжку?
- Как собирать клиентскую базу
- Глава 25. Конституционное право арабских стран
- ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ (ЛАГ)
- АРАБСКИЕ СТРАНЫ
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center