СВЕРХЧЕЛОВЕК
— в истории фи-лософии — метафорический кон-цепт, фиксирующий образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа.
В качестве леген-дарных и исторических персонажей, изоморфных (либо так характеризу-емых) образу С., в рамках традиции выступали: 1) "герои" — фигуранты древнегреческих мифов; 2) обоже-ствляемые харизматические лидеры античности; 3) персонажи мистических культов, ориентированных на стирание "граней" между человеком и богами; 4) Иисус Христос, апосто-лы и приобщенные святые (ср. — Павел: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволитель-но, но ничто не должно обладать мною"); 5) культовые фигуры хрис-тианских ересей (праведник, вошед-ший в царство Божие, обозначался в текстах монтанитов — 2 в. — как С.); 6) идеал эпохи Возрождения — чело-век как "хозяин", "мастер" храма Природы; 7) личности-гении — ге-рои творчества немецкого романтизма и философской классики (Гердер призывал устранить общественные условия, превращающие основную массу индивидов в "полулюдей", а одного из них — в С.); 8) "выдающиеся личности", способные соглас-но марксизму предвидеть осевой вектор истории и, содействуя его осуществлению, реализующие "ос-вобождающий весь мир подвиг"; 9) в концепции футуризма — возвы-шающийся над взаимозаменяемыми "штифтиками" социальной машины носитель суперволи, свободный от биологической ограниченности и со-циально-нравственных ограниченийСверхчеловек 901
("футурист Мафарка" у Маринетти); 10) персонифицированная несущая конструкция учения Ницше, репре-зентирующая идею, согласно кото-рой, по оценке Фуко, "следует ос-вободить жизнь в самом человеке, потому что человек сам является своего рода ее тюремщиком".
Как умозрительный носитель поворотного философского дискурса термин "С." у Ницше был ориентирован на идеал радикального и многомерного осво-бождения человека посредством са-мотворения — овладения им его же пробужденными иррациональными силами. (В отличие от "Черта" у До-стоевского, С. у Ницше не был дис-танцирован автором от самого себя, выступая героем — носителем его личной жизнесоразмерной пробле-мы — "можно ли облагородить че-ловечество?". Провозвестником С. в творчестве Ницше выступает Зара- тустра.) Главными источниками идеи С. явились провозглашенные Ницше бунт против Бога, борьба против христианства. Не являясь попыткой теоретического отрицания Бога, вера в которого, согласно Ницше, "пара-лизует", концепт "С." был ориентирован на отказ от морали, обуздыва-ющей подлинную природу человека, на переход последнего "по ту сторо-ну добра и зла". (По Ницше, "этот более ценный тип уже существовал нередко, но лишь как счастливая случайность, как исключение, — и никогда как нечто преднамерен-ное. Наоборот, его боялись более всего; до сих пор он внушал почти ужас, и из страха перед ним желали, взра-щивали и достигали человека про-тивоположного типа: типа домашнего животного, стадного животного, боль-ного животного — христианина".) Категорически отвергая прагмати-ческий, атеоретический и "оконча-тельный" пафос атеизма, Ницше создает экзистенциальный по духу глобальный проект мировой истории ("человек" не как цель, а лишь как "мост к С. — смыслу земли"). — Со-гласно Хайдеггеру, "Бог мертв — не атеистический тезис, а глубинный событийный опыт западной исто-рии" (См. "Смерть Бога"). (Ср. у Лу- кача — идея о "религиозном атеизме" Ницше.) Пафосный разрыв Ницше с носителями идеологии черни ("...ко-го более всего я ненавижу между те-перешней сволочью? Сволочь социа-листическую..."), провозглашаемая им (не расистская даже, а биологиче-ская) аристократическая "антропо-логическая революция" обусловили конституирование достаточно цело-стных реакционных общественно- политических программ переустрой-ства человеческого существования (см. Фашизм, Розенберг), традиционно идентифицирующихся с идеей С. Отрицая религию как форму орга-низации повседневного опыта перво-бытного человека (социальной базой христианства у Ницше выступали "подонки" античного мира), пропо-ведуя преодоление страха смерти из гордости, ибо "жертвенность — удел слабых", Ницше трактовал обрете-ние подлинной свободы как высшего смысла бытия С. в качестве проце-дуры осуществления решительных волевых актов вне морали. Принци-пиальные иерархичность и имморализм переходного состояния соци-ума по мере его трансформации в общество "сверхлюдей" неизбежно индоктринировали в массовое созна-ние европейцев начала 20 ст. идею позитивности тотальной организации всех форм жизнедеятельности индивидов. Перспективные реконструкции и новаторские интерпрета-ции творчества Ницше, осуществ-ленные во второй половине 20 в., расставили иные акценты и вскрыли новые смыслы в идее С. Элиминация Ницше какого-либо субъекта из структуры философского дискурса (ни человек, ни Бог, а человек на месте Бога — "еще менее того") была, в частности, истолкована Делёзом как высокоэвристичное замещение этого субъекта "свободной, анонимной и номадической сингулярнос-тью, пробегающей как по человеку, так и по растениям и животным, независимо от материи их индивидуальности и форм их личности" (см. Номадология). "С." у Ницше в таком контексте не может означать ничего другого, кроме "высшего типа всего, что есть". По мысли Делёза, идея "С." отражает опору совре-менного человека на принципиально новые внешние ему силы, оперативный механизм которой формируется посредством своеобычной Сверх-складки (см. Складка, Складывание). О конституировании последней "сви-детельствуют изгибы, присущие цепочкам генетического кода, воз-можности кремния в компьютерах третьего поколения, а также конту-ры фразы в литературе модерна, ког-да языку "только и остается, что за-гнуться в вечной оглядке на себя". Тем самым, по мнению Делёза, силы человека взаимодействуют с "силой кремния, берущего реванш над угле-родом, с силами генетических компо-нентов, берущих реванш над организмом, с силой аграмматикальностей, берущих реванш над означающим". В духе концепции Фуко человек тя-готеет к тому, чтобы освободить в себе самом жизнь, труд и язык. С. в таком контексте оказывается "фор-мальным соединением новых сил с силами внутри человека, ...формой, проистекающей из новых взаимо-отношений сил". "С." — это человек (по версии Фуко — А. Рембо), заря-женный "даже животными (код, ко-торый может захватить фрагменты других кодов, как это происходит в новых схемах "боковой" или ретро-градной эволюции), ...даже горными породами, или же неорганикой (где властвует кремний) ...бытием языка ("той бесформенной, немой, не на-деленной значениями области, где язык может освободиться" даже от того, что он должен сказать). Таким образом, понятие "С." обретает в фи-лософии постмодернизма нетради-ционное звучание, последовательно раскрываясь новыми гранями своей семантики в следующих хронологи-чески и содержательно сменяющих друг друга концептуальных контек-стах: 1) В рассуждениях Батая по-нятие "С." фигурирует в плане се-мантического различения двух типов суверенности: "архаического" и "клас-сического". Если суверенность арха-ического типа принципиально отвер-гает "осуществление власти" и в связи с этим имплицитно "подразумевает какую-то помощь", то суверенность классического типа, напротив, не-разрывно связана с "суверенностью управления". Различение этих типов суверенности может быть приве-дено в соответствие с различением феноменов "мажорного" и "минорного", которые, так же, как и типы суверенности, не образуют между собою жесткой оппозиции, но задают целый спектр игр "верха" и "низа", в контексте которых Батай, по оценке Деррида, осуществляет фунда-ментальную аналитику префикса "sur-" или "сверх-" ("сверхреальное", "С." и др.) — "во всех возможных... переворачиваниях с ног на голову" (Деррида). 2) Новый статус понятие "С." обретает в рамках парадигмы "смерти субъекта": традиционная для западного типа философствования тема С. начинает трактоваться как попытка усмотрения и фиксации границ возможного функционирования (пределов жизнеспособности) понятия "человек". По формулировке Фуко, "речь идет не о том, чтобы утверждать, что человек умер, но о том, чтобы, отправляясь от темы — которая... с конца 19 века беспрестанно воспроизводится, — что чело-век умер (или что он скоро исчезнет, или что ему на смену придет сверх-человек), — чтобы, отправляясь от этого, понять, каким образом, со-гласно каким правилам формиро-валось и функционировало понятие человека" (см. "Смерть субъекта"). 3) В контексте того фундаментального поворота, который осуществляет-ся современным постмодернизмом в сторону формирования новой пара-дигмы, основанной на идее транс-грессии (подобно тому, как прежний, диалектический,стиль философст-вования был, по оценке Фуко, осно-ван на идее противоречия), понятие "С." актуализируется в аспекте своей интенции к трансгрессии за пре-делы собственно человеческой при-роды — переходу к принципиально иным способам бытия человека, не-прогнозируемым и радикально от-личным как от наличных, так и от рационально дедуцируемых из них. В целом "С." в традиции философии постмодернизма — это "нечто гораздо меньшее, чем исчезновение су-ществующих людей, и нечто гораздо большее, чем изменение понятия: это пришествие новой формы, не Бога и не человека, и можно надеяться, что она не будет хуже двух предыдущих" (Делёз). (См. "Смерть субъек-та", "Смерть Бога", Трансгрессия.)А. А. Грицанов, М.А. Можейко
"
Еще по теме СВЕРХЧЕЛОВЕК:
- Сверхчеловека НИЦШЕ
- Нигилизм
- Часть 4
- Подъем естествознания в XIX столетии
- ПСИХО ТРОННОЕ ОРУЖИЕ S МИРЕ
- НОРМЫ СЕМИНАРСКОЙ ГРУППЫ
- ЗАЧЕЛОВЕК
- НИРВАНА (санскр. — остывание, угасание, успокоение
- ЛИДЕРСТВО
- ГУМАНИЗМ
- НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900
- АЛЬТРУИЗМ
- НИРВАНА
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center