<<
>>

СВОБОДА


— состояние самоопределения субъекта, выбирающего, опираясь на собственный дух, цели и средства своей деятельности и вы-ступающего тем самым в качестве сознательного и ответственного творца^ Чем могущественнее человек, тем шире его возможности, тем значительнее благие или не благие последствия его выбора, тем больше его «авторство» в мире, и, следовательно, ответственность.
Ценность свободы состоит в том, что она содержит в себе возможность целенаправленного освоения блага. С позиций гуманизма свобода рассматривается как характеристика очеловечен- ности жизни. Мера свободы определяется тем, насколько многооб-разны и упорядочены принятые человеком ценности, высоки при-оритеты, велики внутренние и внешние возможности выбора це-лей и средств их осуществления, насколько он достигает гармонии с собой, с другими людьми, при-родным миром, бытием в целом. Уровень свободы во многом зависит от отношения к ней как к ценности: свободолюбие, решимость к самоопределению, к расширению ответственности, — содействуют росту свободы. Мыслители, философствующие в русле экзистенциализма (Паскаль, Кьер- кегор, Достоевский, Бердяев, Хайдеггер, Сартр и др.), рассматривают свободу прежде всего как ответственность, неизбывную за- ббту человеческого существования. Свобода есть и основа досто-инства человека, и тяжкое бремя, от которого можно избавиться лишь отказавшись от себя, от подлинного решения своей жизненной задачи (Фромм).
Различаются отрицательная и по-ложительная свобода. Отрицательная — «свобода от» — это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего, пресекающе-го волеизъявление, принуждения. Достигается эта свобода через изменение внешних обстоятельств (в борьбе за свободу, независимость, самостоятельность) или через изменения внутреннего настроя (борьба с собой, самоограничение, отказ от желаний и намерений, отдаляющих от высших целей). Так, в концепции прав человека — ведущей, начиная с Нового времени, в западной гуманитарной мысли, непременной при-надлежностью свободы считается единство личной независимости и самоограничения, проявляющееся в нераздельности прав и обязанностей личности. «Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Осуществле-ние естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами» («Декларация прав человека и гражданина», 1789). Принцип равной свободы (суверенности) людей органично связан с принципами самоопределения лич-ности и ненасилия. Существует еще одна трактовка отрицательной (не-гативной) свободы как возможности выбора чего угодно, в том числе и зла. Однако в рамках классической традиции европейской философии (античной, средневеко- во-христианской, новоевропейской) такого рода выбор относится не к свободе, а к произволу. Кант, например, считает свободной только волю к добру. Положительная — «свобода для» — это самоосуществление через освоение мира: преобразование не-благоприятных (чуждых или отчужденных) обстоятельств в бла-гоприятные (свои), наращивание многообразия и целостности личного существования. В этом духе строится идеал Просвещения — свободное развитие каждого как условие свободного развития всех.
Без «свободы от» «свобода для» недостижима. Семантика
Свобода состоит из внутренней, где главное — свобода воли (самоопределение, автономия воли), и внешней — свободы действия (волеизъявления, осуществления воли). Свобода слагается из взаимодействия многих факторов, поэтому возникает вопрос о ее обусловленности, отношении к необходимости. Наиболее спорной является проблема свободы воли, особенно остро встающая в теистических учениях при осмыслении взаимоотношения Бо-жественной и человеческой воли. Детерминисты, отстаивающие идеи о причинной обусловленности человеческих намерений и поступков, понимают свободу как следование некой внешней, по отно-шению к человеческой воле, необходимости. Для объяснения того, как при этом можно что-либо ставить в вину или заслугу человеку, некоторые философы отрицают свободу воли, но не свободу действия. Осознание того, что поступки делятся на хорошие и дурные, что есть нормы, исполнение или неисполнение кото-рых поощряется или осуждается, — влияет на волю, склоняя ее в определенном направлении. Человек несет ответственность (моральную, юри-дическую и проч.) за свои действия по исполнению воли. Крайнее проявление детерминизма — фатализм (Кальвин, Лаплас) — представление о жесткой, исключающей вероятность и случайность, предопределенности (судьбой, Божественной волей, цепью естественных причин) всех событий — сводит на нет саму свободу. Тем самым подрываются основания для признания человека самостоятельным деятелем, совершающим ценностный выбор и несущим ответственность за содеянное; ставится под вопрос его способность быть нравственным и, вообще, творческим существом. Полюса детерминизма (все неизбежно) и ин-детерминизма (все случайно)совпадают в том, что оба не оставляют места свободе. В видении большинства философов пространство свободы располагается между этими полюсами. Признавая необходимость, они не отождествляют ее с неизбежностью. Необходимость имеет вероятностный характер, поэтому человек может выбирать между возможностями, устанавливать в соответствии со своими идеалами, а также знаниями о собственных границах и закономерностях внешней действительности, свой порядок жизни, встраивая его в порядок мира. По Лейбницу, «де-терминироваться разумом к лучшему — это и значит быть наибо-лее свободным». Кант полагал, что воля человека автономна, по-скольку он руководствуется внут-ренним нравственным законом — категорическим императивом, и поэтому способен разомкнуть цепь внешней эмпирической де-терминации, дать начало новому причинному ряду. В европейской культуре преобладает понимание свободы как познанной и освоенной необходимости. Для античной философии — это необходимость космического порядка — логоса, средневековой — воли и разума Бога, Нового времени — законов природы, человеческого естества, мирового духа, общества, трансцендентных ценностей. Для постмодернистов, про-возглашающих принципиальный ценностный плюрализм, главное в свободе — свобода коммуникации, дискурса, текста, интерпретации.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме СВОБОДА:

  1. § 7. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
  2. 80. ПОБЕГ ИЗ МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, ИЗ-ПОД АРЕСТА ИЛИ ИЗ-ПОД СТРАЖИ. УКЛОНЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
  3. Свобода в рамках порядка
  4. Свобода
  5. § 6. Неотменяемость прав и свобод
  6. § 5. Классификация прав и свобод
  7. § 1. Учение о свободе
  8. § 9. Свобода творчества
  9. Фридман М. Капитализм и свобода, 2006
  10. СВОБОДА
  11. СВОБОДА