ТАБУ
(от полинезийского слова, означавшего — запрет) — негатив-ные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции.
Возникли и сформировались на со-циальной, магической и религиоз-ной основе в период первобытного общества, в котором они регламен-тировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, пле-мени и пр.). Совокупность Т., налагаемых жрецами и вождями, охва-тывала различные стороны жизни и распространялась на слова (запрет произносить имена людей, покойни-ков, духов, богов, названия животных и пр.); людей (женщин, воинов, правителей и др.); тело человека и части тела; общение, сексуальные и брачные отношения, разнообразные формы и виды поведения, действия обыденной жизни (обнажение лица, выход из жилища и пр.); пищу и питье; животных, растения, различные предметы и символы предметов (землю, оружие, амулеты и т. д.), посещение тех или иных мест и многое др. Согласно сущест-вовавшим суевериям и традициям, нарушение запрета влекло кару сверхъестественных сил (в виде порчи, болезни или смерти) и разно-образные социальные санкции со стороны сообществ и их лидеров. В первобытные и последующие времена Т. выступали как средство со-циального контроля и социального управления. В процессе историчес-кого развития часть трансформи-ровавшихся Т. вошла в виде раз-личных представлений (например, о грехе), ценностей и норм (например, запрет на изображение человека в исламской культуре и т. д.), в мораль, религию, право и обыденную жизнь людей. Считается, что табуирование как обычай, впервые было отмечено в 1771 Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (По-линезия) во время кругосветного плавания. В ряду концепций, объяс-няющих существенные моменты про-исхождения, содержания и функци-онирования Т. наибольшим влиянием пользуются: 1) магическая (рассмат-ривающая запреты как негативную форму практической магии, отлича-ющуюся от колдовства как позитив-ной формы магии — Фрэзер и др.);религиоведческая (объясняющая Т. как "священные законы" и запреты, связанные с верованиями в ду-ховных существ — Тайлор и др.);
психологическая (дающая психо-аналитическую трактовку Т. как вы-ражения амбивалентных состояний и отношений, и подчеркивающая роль Т. как формы первобытной морали и одного из "пусковых механизмов цивилизации" — Фрейд и др.); 4)антропологическая(ис-толковывающая Т. как форму соци-ального контроля — Малиновский и др.) и их различные версии и ком-бинации.
В. И. Овчаренко
Еще по теме ТАБУ:
- ТАБУ (полинезийск.
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis - государственный, гражданский
- 2. Исторические типы мировоззрения
- Тест для мужчин: Какой вы в сексе?
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
- ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
- 6. Становление и развитие политико-правовой идеологии
- Ловушка восьмая: этот ужасный, ужасный, ужасный секс…
- …но способность наша от Бога
- ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЛАСТИ
- СЕКСИЗМ
- ТОТЕМ (от алгонкинского "ототем" - его род
- "ВЕСЕЛАЯ НАУКА
- ТОТЕМ
- ЗАКОН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЙЭНА БЕЙТИ
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center