<<
>>

ТАКСОНОМИЯ

(греч. taxis — рас-положение по порядку; nomos — закон) — теория классификации и систематизации сложноорганизо- ванных областей действительности и знания, имеющих иерархическое строение (объекты биологии, географии, геологии, языкознания, эт-нографии, риторики и т.

д.). Кар-динальным понятием Т. является классификация (иногда термин "Т." метонимически определяется как "классификация"). Т. как наиболее значимый раздел систематики (греч. systema — целое, составленное из ча-стей) требует установление таксоно-мических рангов, т. е. выполнение процедуры правильной градации, предусматривающей последовательное включение класса в класс (ина-че: предполагает классификацию предметов, явлений или категорий по какому-либо признаку или прин-ципу и исследует вопросы объема и взаимного отношения соподчиненных групп или категорий). Таксоно-мические, или систематические, ка-тегории — понятия, применяемые в Т. для обозначения соподчиненных групп объектов — таксонов. Таксон — группа дискретных объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков.
Так-сономические схемы делятся на одномерные и многомерные. Иде-альными являются одномерные так-сономические схемы, строящиеся на основе одного классификационного критерия. Многомерные таксоно-мические схемы учитывают группу признаков при классификации объектов. Т. непосредственно связана с типологией (греч. typos — отпе-чаток, образец; logos — слово, уче-ние) — научным методом, в основе которого лежит структурирование систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели, или типа (см. Классификация, Ти- пологизация).

С. В. Воробьева ТАНАТОС, Фанатос, Танат, Фанат (греч. Thanatos — смерть) — 1) бог смерти в античной мифологии. Согласно распространенной древнегре-ческой мифологической версии бог смерти Т. был сыном Нюкты (Ночи) и братом-близнецом бога сна Гипно- са.

Изображался обычно крылатым юношей, с погашенным факелом в руке (иногда с крыльями и разящим мечом). На протяжении длительно-го времени культ Т. существовал в Спарте; 2) олицетворение смерти; 3) персонифицированное обозначе-ние инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения агрессии и деструкции. Как общее эмб-лематическое обозначение смерти Т. получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве и психологии (главным образом в психоанализе). В психологии 20 в. формирование представлений о существовании сил смерти осуществлялось под влиянием соответствующих философ-ских (Шопенгауэр и др.) и биологи- чесних (А. Вейсман и др.) идей. Наиболее систематически идеи о су-ществовании инстинкта смерти и влечения к смерти, инстинкта и влечения деструкции и агрессии раз-вивались группой видных психо-аналитиков (Э. Вейсс, М. Клейн, П. Федерн, Фрейд, С. Шпильрейн, В. Штекель, А. Штерке и мн. др.). В психоанализ представление о Т. и само понятие ввел австрийский психоаналитик В. Штекель. Закреп-ление и распространение понятия Т. и придание ему категориального ста-туса в значительной мере было свя-зано с работами австрийского пси-хоаналитика П. Федерна. В трудах Фрейда понятие Т. не употребля-лось, хотя, по свидетельству Э. Джонса, Фрейд неоднократно употреблял его устно для обозначения посту-лированного им инстинкта смерти (влечения к смерти, деструкции и агрессии), которому противостоит Эрос (инстинкт сексуальности, жизни и самосохранения). В психоана-лизе борьба Эроса и Т. трактует-ся как активное, фундаментальное и определяющее основание жизни и психической деятельности чело-века. По Фрейду, инстинкт смерти функционирует на основе энергии либидо. Его направленность вовне (на людей и различные предметы) выступает в форме агрессии или дес-труктивных действий (например, садизм, вандализм и т. д.), а направ-ленность внутрь (на индивида, яв-ляющегося его носителем) выступает в формах мазохизма и других перверсий, саморазрушения и само-убийства. Понятие Т. ныне активно и весьма часто употребляется не только в психоанализе и психологии, но и за их пределами. Хотя проблема существования инстинкта (влечения) смерти (к смерти) и комплекса сопряженных с ней вопросов является предметом научных дис-куссий.

В. И. Овчаренко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТАКСОНОМИЯ:

  1. НАЦИОНАЛИЗМ
  2. НАЦИОНАЛИЗМ
  3. 1.4. Классификация налогов
  4. РИТОРИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
  5. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
  6. КЛАССИФИКАЦИЯ
  7. ПАСТИШ
  8. Авторы статей
  9. § 3. Субъекты финансового права
  10. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  11. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  12. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  13. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  14. § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм