ТАВТОЛОГИЯ
(греч. tauto — то же самое; logos — слово) — 1) выраже-ние, повторяющее ранее сказанное в иной языковой форме; 2) Т. в дефи-ниции — логическая ошибка, за-ключающаяся в том, что определяе-мое понятие определяется через него самого, т.
е. определяющая часть дефиниции повторяет то, что выражено в определяемой части ("орга-низатор — человек, обладающий ор-ганизаторскими способностями"); 3) Т. в доказательстве ("круг в дока-зательстве") — логическая ошибка, заключающаяся в использовании ут-верждений, которые входят в структуру тезиса (т. е. высказывания, ис-тинность которого предполагается обосновать), в качестве основания доказательства (т. е. положений, с помощью которых возможно обос-нование); 4) Т. в риторике — парало-гическая фигура (вариация языковой структуры), рассматриваемая как один из позитивных аналогов логических ошибок (например: "Дети есть дети", "Закон есть закон"; "Это невозможно, потому что невоз-можно" и т. п.); 5) Т. в формализованных языках выступает в качестве денотата (см. Денотат) оператора эк-вивалентности (двухстороннего ло-гического следования), грамматический аналог которого выражается союзами "тогда и только тогда, ког-да" или "если и только если"; 6) Т. в символической (математической) логике — тождественно-истинная (общезначимая) формула, которая при всех исходных наборах значений переменных, входящих в нее, — истинна, т. е. является логическим законом. Логические законы стали называть Т. по предложению Вит-генштейна.С. В. Воробьева
ТАЙЛОР (Tylor) Эдвард Барнет (1832—1917) — антрополог, обще-признанный лидер раннего англий-ского эволюционизма. Т. часто счи-тают первым профессиональным антропологом, вместе с тем он не получил специального образования, а занимался самостоятельным изу-чением древних языков, историчес-кой и этнографической литературы.
В 1861 — 1881 опубликовал ряд ра-бот, в том числе принесшую ему мировую известность монографию "Первобытная культура" (1871). В 1883—1886 — хранитель Этно-графического музея Оксфордского университета. Позднее преподавал в Абердинском и Оксфордском уни-верситетах. В последнем основал ка-федру антропологии (1896). Дважды избирался президентом Антропологического института Великобритании и Ирландии. Т. сформулировал базовые идеи, составившие основу теории эволюционизма. По Т., исто-рия человеческой культуры состав-ляет неотъемлемую часть эволюции природы. Поэтому законы, определя-ющие развитие человечества, во мно-гом схожи с законами природы, особенно биологическими. Все явления культуры, включая материальные объекты, обычаи, верования, пред-ставляют собой такие же феномены, как виды животных и растений. Поэтому, по Т., антрополог должен, подобно биологу, систематизировать культурные элементы по видам и выстроить их эволюционными ря-дами. Культура, по Т., развивается от простых форм к сложным. При этом все общества в своей истории последовательно проходят три ста-дии развития — от дикости через варварство к цивилизации. Именно принадлежность к разным стадиям прогрессивного развития обусловли-вает культурную дифференциацию человечества. Т. утверждал, что в со-временных обществах сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементы он сравнивал с "живыми ископаемыми" и называл пе-режитками, а их существование объ-яснял иррациональными причинами. Т. сознательно акцентировал внима-ние на чертах сходства между раз-личными народами. Он считал, что человечество представляет собой единый биологический вид, и полагал возможным параллельное изобрете-ние культурных инноваций и, сле-довательно, подобие эволюционных процессов у различных народов. Вместе с тем, Т. отмечал, что элементы культуры могут распространяться путем заимствования и контактов. Особое место в научном наследии Т. занимает концепция происхождения и эволюции религии. По Т., древнейшей формой религии являлся анимизм. Его появление — результат осмысления древними людьми таких явлений, как сон, сновидения, обморок, болезнь, смерть, приведшего к представлениям о душе как о нема-териальной субстанции, способной существовать отдельно от физичес-кого тела. Дальнейшими стадиями развития религии, согласно Т., стали вера в духов природы, растений и животных, затем — в загробную жизнь, в великих богов природы и на высшей стадии — в верховного Бога.П. В. Терешкович
Еще по теме ТАВТОЛОГИЯ:
- ТАВТОЛОГИЯ (греч. tauto -то же самое; logos -слово
- XVIII. МЕТАЛОГ: ПОСТОЯННАЯ ТЕНЬ (МКБ)
- Синтаксис
- Модальная логика
- 2. К сути вопроса
- Неопозитивизм
- значение истинности
- ВЕЛИКИЕ НЕВРОЗЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
- «ВЕЩЬ В СЕБЕ
- Бертран Рассел
- РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИЯ
- УКРАДЕННЫЙ ОБЪЕКТ
- АЗЕИТЕТ
- ДЕФИНИЦИЯ
- 3. Между строчек
- АЗЕИТЕТ
- СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
- СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
- МЕТАФИЗИКА
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center