<<
>>

ТЕХНИКА

(греч. techne — искусство, мастерство) — собирательный термин для обозначения множества

Техника 1073 феноменов, в которых мышление (разум) обнаруживает свое опера-циональное присутствие (здесь — бытие) в мире.

Понятия "Т." получа-ются путем феноменологической редукции в разных подходах, при этом всякий раз за рамками поня-тийного оформления остается зна-чительная часть содержания. Мно-жество подходных понятий "Т." дополняют друг друга, составляя сложную рефлексивную картину отношения мышления к миру. Резуль-татом субстанциональных редукций выступает распространение понятия "Т." на множество инструментов, орудий и машин (включая и такие специфические, как мегамашины Мэмфорда, или государство). Аксио-логическая редукция включает в понятие Т. ценности и цели (власть над природой, выживание, борьбу за су-ществование и отбор, творчество и креативность). Натуралистическая редукция рассматривает феномены Т. как геологическую формацию ес-тественной истории (техносфера, но-осфера де Шардена и Вернадского).
Распространены антропологическая, эпистемологическая, социологическая и ряд иных редукций. (См. Фи-лософия техники, Технологический детерминизм, Технофобия). Редук-ционизм в определениях понятия "Т." неизбежен, поскольку полнота рефлексии отношения мышления к миру воплощается в самой Т. Мир, как интенциональный объект мышления внеположен самому мышлению как нечто иррациональное, под-лежащее рационализации. Установка (по-став) на рационализацию мира находит свое выражение в Т. С дру-гой стороны, Т. выступает мерой рационализации мира. В определен-ном смысле Т. рядоположна фило-софии и познавательной установке мышления. Т. и философия (в рас-ширительном значении, включая науку, логику, методологию и иные формы проявления) выражают две разные интенции мышления. Каждая из интенций (не путать с первой и второй интенциями схоластов) по своему рационализирует мир, кладет и удерживает внеположенный мышлению мир в своих специфических объектах, предметах и категори-ях.
Отношения между двумя этими интенциями (Т. и философией) могут строиться, скорее, как перевод со-держания объектов, предметов и ка-тегорий в языках друг друга, нежели как объекты взаимной активности. Философии мир дан в идеальных объектах, понятиях и универсалиях. Т. мир дан во взаимодействии тел и сред. Философия исследует, творит и преобразует свой мир, так же как Т. свой. Т. и философия постоянно обмениваются между собой свои-ми достижениями и продуктами, но их развитие и история гетерохрон- ны. Агрегатные состояния тел и из-меняемые среды, с которыми Т. дав- но имеет дело, гораздо позже стано-вятся предметами интереса философии и науки, так же как и открытия науки и философии, далеко не сразу становятся предметом техничес-кого отношения. Синхронизация исто-рии Т. и философии осуществлялась в несколько этапов. В конце 18 в. К. Монж объединил технические и теоретические знания в высшем об-разовании и в деятельности инженеров. С этого момента ведет свою историю современная инженерия, как деятельность, вобравшая в себя обе интенции мышления. Несколько по- другому сборка и комплексирование обеих интенций осуществлялось в философии Т., которая строилась на встречном движении, от философии к Т. и от Т. к философии Т. Рефлек-сивное конфигурирование Т. и фило-софии осуществляется в деятельно-стной подходе (см. Деятельность). Категоризация Т. может задаваться несколькими способами, категори-альными парами: Т. и мир. Т. в этом случае выступает как привнесение в естественный порядок вещей искус-ственного упорядочивающего начала. Т. как оискусствление (артифи- кация) естественного, достраивание естественного порядка (космоса) ис-кусственным порядком (таксисом). Т. и человек. Т. как усиление естест-венных способностей человека, с одной стороны, и как проблематика тварности человека, когда сам человек становится объектом техничес-кого отношения. Т. и мышление. Мышление объективирует Т. в понятиях и идеях ("вторая природа", дея-тельность и т. д., в различных редукциях). В свою очередь, мышление рассматривается как деятельность, и проявления мышления рассматриваются как мыслительные Т.
Т. в мире представлена комплексом орудий, машин и механизмов, техногенной средой, в которую включена и природная среда. Ноосферные представ-ления рассматривают иные геоло-гические сферы как включенные в сферу разума и Т. и преобразованные. Так же как биосфера меняет минеральные сферы (атмосферу, ги-дросферу, литосферу и т. д.), ноосфера преобразует все это и оискус- ствляет их. Рационализированные искусственные среды оказываются ничуть не лучше естественных для человека, к ним необходимо так же приспосабливаться, или так же менять их, как до оискусствления Т. меняла естественную среду. Это по-рождает комплекс аксиологических, этических и прагматических проблем, на которые Т. реагирует дальней-шим воздействием на тела (включая тело человека) и среды. Философия, в свою очередь, меняет этические и аксиологические установки и кон-цептуализирует новые среды и сферы (физическая среда, информационная, социальная,семиотическая и т. д.). Т. внедряется и распространяется и на эти среды, большинство из этих сред техногенного происхож-дения. Техногенные среды парадок-сальны относительно Т., их породив-шей. Будучи искусственными по происхождению, эти среды даны в Т. как оестествленные или просто ес-тественные. Будучи продуктом Т. техногенные среды никогда не при-сутствовали в ней как цели. Техни-ческие цели сосредоточиваются на средовых единицах или атомах. Т. приводит к загрязнению рек и изменению состава воздуха, но цели кон-кретных технических действий не были направлены на гидросферу и атмосферу. В физических средах цели Т. направлены на тела, изменяя тела, Т. оставляет следы в средах, преобразуя их. Когда для Т. от-крываются новые среды, возникает проблема аналогов тел в физических средах. Так в семиотической среде (среде техногенного происхождения, порожденной интенцией мышления), аналогом тела (атома) становится знак, относительно знака формули-руются технические цели и строятся семиотические орудия и машины (письменность, математика, языки искусства и т. д.). Целевая направ-ленность Т.
на тела или их аналоги в других средах, с одной стороны, и способность Т. порождать техно-генные среды, с другой, требуют раздвоения Т. как интенции мышления на две составляющие, по аналогии со схоластическими первой и второй интенциями. Продуктами первой технической интенции являются конкретные технические достиже-ния, изобретения и вещи культуры, продуктами второй технической интенции выступают техногенный мир, культура, виртуальные среды. Первая интенция вынуждает человека посредством Т. строить дом, элект-ростанцию, организовывать добычу топлива, чтобы защитить себя от факторов природной среды, вторая интенция делает мир промышленным и урбанистическим (наполнен-ным новыми телами: домами, элект-ростанциями, угольными отвалами). Первая техническая интенция изоб-ретает рифмованную речь и стихи, результатом второй становятся эстетика поэзии, библиотеки, образова-ние. Относительно человека в объем понятия "Т." необходимо включать проявления улучшения или усиле-ния природных способностей чело-века не связанных с творением, по крайней мере, материальным творе-нием или творением в материале. Например, Т. прыжков в высоту — фосбери-флоп, Т. бега на 100 метров, Т. письма и пения или Т. постим-прессионистов — пуантелизм. Т. письма определяется природным ус-тройством кисти руки, но также и инструментом, Т. пения есть чистая форма без опосредования инстру-ментами. Письмо оставляет матери-альные следы, но при рассмотрении Т. письма они не так важны как эсте-тическая сторона самих следов, так же как для Т. пения не важны зату-хающие навсегда звуковые колебания. Всякое проявление человека может раскладываться на отправле-ние природы человека и искусствен-ную форму, которая этому отправле-нию придается. Эта искусственная форма естественного отправления и есть Т. В такой трактовке машины и машинность, инструменты и инст- рументальность выступают акци-денциями Т., но не ее субстанцией. А с другой стороны, в Т. важен именно аспект искусственности. Можно выделить, описать и изобрести несколько Т.
спринтерского или мара-фонского бега. Но нельзя считать Т. разновидности бега у лошадей. Галоп, аллюр, иноходь, рысь — природные особенности бега лошадей. Если же лошадь приходится учить некоторому движению, то речь может идти о Т. дрессировки, т. е. опять же об искусственной форме от-правлений человека, где обучаемая лошадь выступает природным ма-териалом преобразования,страдательным и претерпевающим. Суще-ствование современного человека (современность, в данном случае, это 40 ООО или более лет) вне Т. возможно только в спекулятивных постро-ениях. Феноменально же человек присутствует в искусственной форме своих природных отправлений, т. е. в Т. Т. есть энтелехия человека. Отсюда вся проблематика тварности человека. Проблема субъекта творения (кто: боги, Бог, сам человек, труд). Проблема предиката, что де-лается? или что сделано? (совершен-ная и несовершенная форма). Совер-шенность как в распредмеченном смысле, как эстетический вывод или результат критики способности суж-дения, так и в опредмеченных — грамматическая категория глагольных форм. Тварность и несовершенность (в обозначенных смыслах) человека делают возможными практику вос-питания, антропотехнику (см. Ант- ропотехника), социотехнику, гума-нитарные технологии. Проблема зеркальности, симметричности и вза-имообратимости субъекта и предиката (что есть образ, что подобие? "если бы быки сочинили Илиаду, то олимпийцы имели бы образ бы-ков"). В отношении к мышлению Т. представлена как объект мышления, а мышление как деятельность само представлено Т. мышления. Чаще всего Т. как объект мыслится в праг-матических формах.В позитивном отношении такое мышление пред-ставлено либо инженерией, либо технократизмом, в отрицательном приобретает черты луддизма или руссоизма. Технократизм должен быть доукомплектован технокрити- цизмом, предметом которого является не оппонирование технократизму, а критика инженерной рациональ-ности и технической интенции. Особого обсуждения требует тема фило-софских Т. Например, дискурс как Т. или изощренная искусственная форма естественного (оестествленно- го) отправления — речи.
То же са- мое: поэзия, художественная речь, проповедь и т. д. Специальные фило-софские Т.: распредмечивание и оп-редмечивание, конфигурирование, феноменологическая редукция, ре-флексивные Т. (интроспекция в эпо-хе), майевтика и ирония, критика и аналитика, индукция и дедукция и т. д. Различные философские подходы пользуются разными философ-скими Т., так же как и творцы фило-софии, авторы текстов и изобретатели философских Т., что определяется целями, задачами и первой техни-ческой интенцией. Но вторая техни-ческая интенция предполагает суще-ствование философии как особой среды. Средовые характеристики философии рефлектируются как эпохи или периоды: Просвещение, Романтизм, Постмодернизм. В пост-модернизме философия как среда су-ществования философа рефлекти- руется наиболее отчетливо. Отсюда специфические объекты интереса постмодернистов к телам и атомам в этой среде (тексты, знаки, симу- лякры), к Т. работы с телами философии (письмо, нарратив, дискурс), к средовым процессам и взаимодей-ствиям (хаос, ризома, игра, складка). Осознание превалирования (не-важно, действительного или мнимого) второй технической интенции в фи-лософии над первой оформляется в тезисе о смерти автора (см. Смерть Автора). Приписывание Т. атрибутов автономности и эмерджентности также является концептуальным следствием обнаружения второй тех-нической интенции (при недостаточной концептуализации следствием может стать технофобия). Творец и автор утрачивают контроль за по-следствиями своих технических действий, Т. как бы живет своей жиз-нью, сама становясь средой обитания человека и особым миром. Понятий-ное отождествление тел технической среды (например, машин) с самой средой предполагает, что все искус-ственное (рукотворное) так же под-властно человеку и Т. как тела. Автомобиль-машина — тело Т., управление автомобилем тоже Т., или искусственно усиленная способность человека манипулировать телами, автомобильное движение складыва-ется из тел, каждое из которых под-властно человеку, почему же человек оказывается жертвой автомобильного движения? В гипертрофированном виде такое отношение человека к рукотворному миру проявляется, когда человек сталкивается со сложными машинами, менее понятными, чем автомобиль. (Художественный текст, вынуждающий автора к опре-деленным сюжетным поворотам помимо авторской воли, компьютерная сеть, порождающая виртуальные по-требности. Социальный институт, реализующий собственные цели, вместо выполнения функции, для кото-рой был создан.) Все эти парадоксы, проблемы и фобии являются резуль-татом понятийного редукционизма Т., и снимаются самой Т., как уста-новкой мышления на рационализацию мира. Даже тот мир, который наполнен продуктами рациональной деятельности и имеет техногенное происхождение, внеположен мыш-лению как иррациональный, значит требующий рационализации, т. е. технического отношения к себе. Ра-ционализация и техническое отно-шение снимают иррациональность, не оставляя причин для возникнове-ния фобий. Проблемы и парадоксы, возникающие в столкновении человека с техногенной средой, должны быть отнесены к мышлению, где они и решаются в рамках философской интенции, а не к Т.

В. В. Мацкевич

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТЕХНИКА:

  1. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
  2. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - ТЕХНИКА
  3. Тема 2.КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
  4. Философия техники
  5. ГЛАВА IV. ТЕХНИКА АНАЛИЗА ХАРАКТЕРА
  6. Глава 11.ТЕХНИКА ФРАХТОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
  7. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
  8. 3. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
  9. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
  10. 2.2. Тенденции развития криминалистической техники
  11. Бытовая техника в кредит
  12. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ