<<
>>

ТЕКСТ-УДОВОЛЬСТВИЕ

— тер-мин постмодернистской текстологии, фиксирующий ее интерпретацию классического отношения к тексту как наделенного автохтонной семан-тикой (гарантированной внетекс-товым референтом) и подлежащего пониманию, предполагающему гер-меневтическую процедуру реконст-рукции смысла и значения текста.

Понятие "Т.-У." введено Р. Бартом в работе "Удовольствие от текста" (1973) и составляет оппозиционную пару понятию "текст-наслаждение", фиксирующему собственно постмо-дернистскую интерпретацию фено-менов текстуального ряда (см. Текст- наслаждение). Текст, увиденный в качестве Т.-У., характеризуется, по Р. Барту, стабильной структурой (соответственно — наличием фикси-рованных оценочно-ценностных акцентов и выделенного семантико-ак- сиологического центра, задающего достаточно четко определенные век-торные ориентации субъекта в процессе чтения). Соответственно, Т.-У. ориентирует на чтение в традиционном его понимании (см. Чтение), т. е. на установление в интерпретационном усилии читателя одно-од- нозначных соответствий между се-миотическими рядами текстовой среды, с одной стороны, и приняты-ми в той или иной культурной традиции системами значения — с другой, что обеспечивает своего рода дешифровку текста и в перспекти-ве ведет к его исчерпывающему по-ниманию.
Стабильность семантики символических рядов и аксиологи-ческих шкал соответствующей культуры выступает основой возмож-ности конституирования понятий "корректного прочтения", "правиль-ной интерпретации", "полного пони-мания" текста как объективного итога прочтения, понятого в данном контексте как финально завершен- ное и объективно результирующееся в экспликации текстового смысла. Субъективно переживаемым итогом прочтения Т.-У. является, по Р. Бар-ту, получаемое читателем "удоволь-ствие от текста", т. е. разрешение его читательских ожиданий, удовле-творение как выражение исчерпыва-ющей завершенности процесса.
Про- цессуальность отношения читателя к тексту, артикулированному в качестве Т.-У., Р. Барт интерпретирует в качестве "комфортабельного чтения" (см. Комфортабельное чтение). Подобный тип интерпретации текста (см. Интерпретация), по-нимаемого в качестве "произведе-ния" как произведенного Автором (см. Автор), решительно отвергается Р. Бартом (см. Конструкция, "Смерть Автора") и связывается с тради-ционной литературной "критикой", возводящей произведение к Автору как к его причине, закрывая тем самым саму возможность плюрального истолкования текстовой семантики (методология "биографического анализа" в постдильтеевской интерпре-тационной традиции): "присвоить тексту Автора •— это значит как бы застопорить текст, наделить его окончательным значением... Если автор найден, значит, текст "объяснен", критик одержал победу". (В этом контексте Р. Барт отмечает, что "в нащи дни произведение ис-полняет один лишь критик — как палач исполняет приговор".) Анало-гичная ситуация артикуляции текста как Т.-У. имеет место и тогда, ког-да текст рассматривается не с точки зрения своего "происхождения", но в аспекте своей структуры как на-личной (классический структурализм). В противоположность этому, постмодернистское видение текста артикулирует его в качестве "текс- танаслаждения", характеризующегося принципиальным отсутствием: а) семантики, обеспеченной внетекс-товым онтологическим гарантом (см. "Пустой знак", Трансцендентальное означаемое); б) фиксиро-ванного семантико-аксиологичес- кого центра (см. Ацентризм) и, в целом, 3) стабильной структуры (см. Номадология, Ризома). Смысл текста конституируется в этом кон-тексте как находящийся в пер-манентном процессе становления, понятого как принципиально нон- финальное, т. е. не результирующееся в окончательном прочтении текста как наделении его однозначным смыслом (соответственно — выявления его якобы константной структу-ры). Программной стратегией отно-шения к подобному тексту выступает в постмодернизме стратегия озна-чивания (см. Означивание), предпо-лагающая не экспликацию так на-зываемого "правильного смысла", а прослеживание возможных плю-ральных "путей смыслообразования" (Р. Барт), чему соответствует не выявление структуры, а про-слеживание процессуальной и прин-ципиально не результирующейся в структуру "структурации" текста (Р. Барт). В рамках подобного подхода сам текст артикулируется, по Р. Барту, в качестве процессуального "текста-наслаждения" (см. Текст- наслаждение). (См. также Комфор-табельное чтение, Эротика текста.)

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТЕКСТ-УДОВОЛЬСТВИЕ:

  1. 2.25. Исследование машинописных текстов и текстов, выполненных с помощью печатающих устройств
  2. ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ
  3. Удовольствие от работы
  4. описание удовольствия
  5. Путешествие с удовольствием и пользой
  6. ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ (лат. principium - основа, начало
  7. Расслабьтесь и получите удовольствие!
  8. Глава 14 Мощь и удовольствие
  9. Удовольствие от контроля над конкурентами
  10. Глава 9 Проектирование для удовольствия
  11. 9. УДОВОЛЬСТВИЕ, ТРЕВОГА, ГНЕВ И МЫШЕЧНЫЙ ПАНЦИРЬ
  12. ТЕКСТ-НАСЛАЖДЕНИЕ
  13. 4. НЕСПОСОБНОСТЬ К УДОВОЛЬСТВИЮ ОТ ВОСПРИЯТИЯ ВОЗРАСТАЮЩЕГО СЕКСУАЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ — СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОСНОВА МАЗОХИСТСКОГО ХАРАКТЕРА
  14. РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ
  15. ТЕКСТ
  16. Глава 3. РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ