<<
>>

ТЕЛЕОЛОГИЯ

(греч. telos — за-вершение, цель; teleos — достигший цели и logos — учение) — учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или про-цессов и бытия в целом. Термин вве-ден немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т.

как пара- дигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму. Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной фор-ме, как "необходимую" для объяснения и "самую лучшую" (см. критику Платоном в "Федоне" Анаксагора за отсутствие в его космогонической модели обоснования цели и смысла существующего мироустройства: пусть-де, например, описав Землю как плоскую или круглую, "объяснит необходимую причину — со-шлется на самое лучшее, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не какой-нибудь еще"). В метафизике Аристотеля идея це-левой причины обретает свое кате-гориальное выражение: телос фик-сируется им как предназначение (имманентная цель) существования как отдельных предметов, так и Кос-моса в целом.
Выделение Аристо-телем материальной, формальной, действующей и целевой причин как объясняющих возникновение и су-ществование любого объекта кладет начало эксплицитному развитию целевого когнитивного подхода к дей-ствительности, характерного для ев-ропейской (и в целом — западной) философской и культурной традиции. Такой подход глубоко фундиро-ван самими основаниями культуры европейского типа. При осмыслении в той или иной культуре структуры деятельностного акта (превращение предмета воздействия в преобразо-ванный в соответствии с его имма-нентными законами продукт — как объектная составляющая деятельно-сти — и активное воздействие це- леполагающего субъекта на орудие, переадресующее его активность предмету — как субъектная ее со-ставляющая) возможны различные акцентировки.
Для традиционной (восточной) культуры, основанной на аграрном хозяйстве, характерен акцент на объектной составляющей деятельности,и преобразовательный процесс мыслится как спонтан-ное изменение объекта. Этому соот-ветствует нравственный принцип добродетели как недеяния ("у-вэй" в даосизме), типичный для восточных культур, и доминирование в ар-хаичных восточных языках грам-матической структуры пассивного залога. В противоположность этому для основанной на динамичном раз-витии ремесленной деятельности античной культуры характерно ак-центирование субъектной составля-ющей деятельности, и последняя понимается именно как активное вмешательство человека в естествен-ные природные связи, создание новых свойств предмета и новых предметов (ремесленник обозначается в древнегреческом языке как demiour- gos — см. Демиург). Этому соответ-ствует античная мораль активизма (см., например, полисный закон Со-лона, согласно которому грек, не оп-ределивший во время уличных бес-порядков своей позиции с оружием в руках, лишался гражданских прав). Для древнегреческого языка типичны залоговые структуры актива и в целом активные грамматические композиции, что проявляется даже в обозначении так называемого при- мысленного субъекта в тех языко-вых структурах, которые фиксируют объективно-спонтанные процессы (характерное для Аттики "Зевс дож-дит"). Проявлением указанной акцен-тировки является дифференциация (более пристальное детализирование) акцентированного блока дея-тельностного акта: интегральной ма-териальной (объектной) причине противостоит в говорящей устами Аристотеля европейской культуре разветвленный причинный комплекс, фиксирующий не только активность субъектного начала как таковую ("действующая причина"), но и ее структурирующий потенциал ("фор-мальная причина") и целесообразность ("целевая причина"). Интерпретиро-ванное в этом ключе становление Т. может рассматриваться как зако-номерное для культуры западного (техногенного) типа и являющее выражением свойственного данной культуре активизма, в то время как в восточной культуре философские установки телеологизма достаточно редки (санкхья, Мо-цзы)..По Арис-тотелю, наличие целевой причины характеризует не только человечес-кую деятельность, но и объекты природы ("природа ничего не делает на-прасно") в том смысле, что каждая вещь стремится к своей энтелехии (гр. enteles —¦ законченный и echo — имею), т.
е. к самоосуществлению, свершению, реализации вещью сво-ей цели, что находит выражение в единстве материальной, формальной, действующей и целевой причин. Та-ким образом, античная традиция изначально задает амбивалентную трактовку цели: и как объяснительного принципа, и как онтологической характеристики бытия. Оба эти вектора интерпретации цели находят свое развитие в историко-фило-софской традиции разворачивания телеологической проблематики. Так, с одной стороны, Лейбниц, развивая идеи имманентной Т., вводит в фи-лософию понятие "предустановленной гармонии", в контексте которой каждая монада как энтелехия выступает "живым зеркалом Вселенной" и взаимодействие между ними детерминировано заданной Богом целью вселенского согласования. Идея предустановленной гармонии оказала значительное влияние как на фи-лософскую, так и на теологическую традиции: в постлейбницевской теологии телеологическое доказательство бытия Божиего (очевидная целесо-образность мира с необходимостью предполагает наличие Бога-устрои- теля) фиксируется — наряду с онто-логическим и космологическим — в качестве фундаментального. Принцип "конечных причин" (causa finalis) играет значительную роль в философии Шопенгауэра, Лотце, Э. Гартмана, Бергсона, выступает основополагающим конститутивным принципом в онтологии современного неотомиз-ма, конституирует провиденциалист- скую модель исторического процесса. С другой стороны, в историко-фило- софской традиции отчетливо про-сматривается вектор интерпретации Т. как познавательного подхода и объяснительного принципа. По оценке Канта, понятие целевой причины, будучи антропоморфным по своей природе, не может и не должно рас-сматриваться как онтологическая характеристика бытия: целесооб-разность, по Канту, есть "особое ап-риорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в ре-флексирующей способности сужде-ния". — Тем не менее, данное понятие может играть роль "хорошего эвристического принципа". Таким образом, в немецкой трансцендентально-критической философии оформляется особый — целевой — тип причинности, выступающий альтернативой механистическому детерминизму лапласовского типа и апплицированный, прежде всего, на социально-гуманитарное позна-ние (Т.
как способ объяснения истории у Фихте и объективная характе-ристика царства духа у Шеллинга, телеологизм как закономерность развития исторического процесса у Гегеля.) Телеологический принцип как критериальная основа специфики гуманитарного знания анализируется Марбургской школой неоканти-анства, дифференцирующей естест-веннонаучное и философское познание на основе дифференциации "мира природы" с его каузальными законо-мерностями и "мира свободы" (т. е. духовной культуры) — с закономер-ностями телеологическими. Теле-ологический подход имеет свою традицию: в физиологии (витализм, холизм), в психологии ("физиология активности" и современный бихеви-оризм), в социологии (структурно- функциональный анализ и веберов- ская концепция целерационального действия), в общей теории систем (телеологические уравнения Л. фон Берталанфи, описывающие функци-онирование стремящейся к заданному состоянию системы), в киберне-тике (телеологическая интерпретация информации в неофинализме, тейярдизме, информационном витализме; положившая начало киберне-тики как теоретической дисциплины статья А. Розенблюма, Н. Винера и Дж. Бигелоу имела название "По-ведение, целенаправленность и Т."), в социальной антропологии ("Т. субъекта" в феноменологическом персона-лизме и герменевтической феномено-логии), в науковедении и философской методологии (неопозитивизм В. Штег- мюллера), в аксиологии (анализ ро-ли ценностей в историческом про-цессе и обоснование смысла жизни). Принципиально новый смысл идеи Т. обретают в контексте оформляю-щейся в современной культуре общей теории нелинейности, что находит свое выражение в развитии пред-ставлений об аттрактивных зависи-мостях (см. Нелинейных динамик теория, Синергетика, Нарратив, По-стистория).

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТЕЛЕОЛОГИЯ:

  1. ТЕЛЕОЛОГИЯ
  2. Телеология
  3. ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. telos - завершение, цель; teleos - достигший цели и logos - учение
  4. Учение о четырех причинах
  5. ДОБРО И 3JIO
  6. Антителеологизм и механистический детерминизм.
  7. ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ
  8. ЭТИКА
  9. ЛИКЕЙ, ИЛИ ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОСЛЕ АРИСТОТЕЛЯ
  10. ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФО- Н0-Л0Г0ЦЕНТРИЗМ
  11. ФИЛОН ИЗ АЛЕКСАНДРИИ
  12. ВОЛОШИНОВ Валентин Николаевич (1895-1936
  13. ЧААДАЕВ Петр Яковлевич
  14. КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Александрович (1868-1920
  15. ГЕНЕАЛОГИЯ
  16. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕ-НОМЕНОЛОГИЯ
  17. ДУАЛИЗМ
  18. ЭСТЕТИКА