<<
>>

Тема 22. ФЕНОМЕН ЭНЕРГИИ В ОЦЕНКАХ УЧЕНЫХ ИЭЗОТЕРИКОВ

Представление об энергии. — Понятие "силы" как ведущее понятие 17 в. — Сила — источник изменения вещей. — Определение энергии. — Энергетизм и критика концепции тепловой смерти Вселенной.

— Современная типология видов энергии. — Что такое энергия? Ответ Рерихов. — Свойства тонких энергий. — Энергия мысли и воображение. — Энергия как план астральности. — Энергия и проблема зла. — Проблема обращения с высшей энергией.

Не опоздайте с изучением энергии. Не опоздайте с применением ее.

Из эзотерика

Любой типичный магический миф повествует о волшебнике и многообразных превращениях, которые производятся при помощи то ли волшебной палочки, то ли волшебной иглы, зеркала, веретена, яйца, шкатулки и пр. Эти атрибуты "магических церемоний" с присоединенным к ним волевым импульсом обладают таким ресурсом силы, что меняют смыслы и устанавливают цели, создают иную реальность. В мифе энергия мысленного посыла оказывается величайшей силой, способной к созиданию и разрушению.

Проблема энергии занимала и науку.

Один из фундаментальных законов науки — закон сохранения и превращения энергии. Энергию трактуют как неуничтожимую субстанцию, способную к многообразным превращениям, как атрибут материи. Под энергией в большинстве случаев подразумевалась способность материальных тел совершать работу при изменении своего состояния56.

Можно говорить о весьма медленной кристаллизации понятия "энергия". Огонь движет вещами — аналогия, с незапамятных 241

времен указывающая на данный феномен, на работу, инициируемую сложными и скрытыми процессами. Источником энергии кроме каменного угля признавались еще и вода, ветер и мускульная сила животных. Еще древние египтяне использовали и демонстрировали мощь и энергию ветра при создании паруса. Законы эволюции требовали, чтобы все совершалось не только мускульной или физической энергией, но и при помощи человеческого мозга — энергии интеллекта.

Понятие "энергия" — греческого происхождения, в философии активно использовалось еще Аристотелем и обозначало деятельность.

В рамках естественнонаучной картины мира представления об энергии сформировались в механике, а сам термин "энергия" впервые был употреблен только в 1807 г. Параллельно использовался термин "сила". Еще Лейбниц называл феномен энергии "живой силой". Введенное Гельмгольцем представление о потенциальной энергии были поименовано им как "сила напряжения".

Развитие физики на рубеже 19 —20 вв. привело к открытию новых видов движения, в которых оставалось невыясненным, что именно движется. Используя это обстоятельство, некоторые ученые пытались доказать, что движение возможно без материи. Поскольку природа электрона еще не была в достаточной степени исследована, электрон был провозглашен некоей "нематериальной силой", чистым движением без материального носителя. На этом основывался энергетизм как философское направление, считающее первоосновой всех явлений энергию. Энергия трактовалась как неуничтожимая субстанция, способная к многообразным превращениями, но не как атрибут материи.

Истоки энергетизма относят к середине 19 в., к периоду становления в физике закона сохранения и превращения энергии. Наиболее крупной фигурой этого направления был немецкий химик В. Оствальд, к нему примыкали также Ю. Майер, английский физик М. Ранкин, немецкий ученый Г. Хельм. Основной тезис энергетизма состоит в замене понятия материи комплексом известных энергий. Материя отождествлялась

с веществом. Под энергией же в большинстве случаев подразумевалось материальное движение. Концепция Оствальда была подвергнута критике за путаность и непоследовательность. Провозглашая энергетизм как новое философское направление, Оствальд стремился устранить препятствия к слиянию материи и духа, знаменуя "конец материалистического века".

Однако, согласно теории А. Эйнштейна, можно сделать иной вывод. Философский принцип неразрывности материи и движения на уровне физического познания конкретизируется в формах закона взаимосвязи массы и энергии Е = mc2. Согласно этому закону, всякий объект, обладающий массой, будет с необходимостью обладать и энергией, и напротив, всякий объект, обладающий энергией, будет иметь массу.

Классическое вещество есть не что иное, как область большой концентрации энергии, а классическое "поле" — область малой концентрации энергии. Различные виды реальности оказываются лишь разными проявлениями энергии. Массу следует понимать как меру определенного типа устойчивости, а энергию — как меру определенного типа изменчивости. Масса является мерой гравитационных и инерциальных свойств физических объектов. Энергия есть мера движения и взаимодействия физических объектов.

Важно признать не только количественную, но и качественную неуничтожимость материи и движения. Признание одного лишь количественного сохранения движения при допущении качественной его уничтожимости ведет к концепции тепловой смерти Вселенной. Идея тепловой смерти Вселенной была высказана еще основателями классической электродинамики В. Томпсоном и Р. Клаузиусом. В основании этой теории лежит попытка экстраполяции второго начала термодинамики, или закона возрастания энтропии, на всю Вселенную. Энтропия — это мера хаотизации. Второй закон термодинамики, сформулированный Сади Карно в 1829 г., указывает на то, что замкнутая система стремится от наименее вероятностного состояния к

своему наиболее вероятностному состоянию. Понять это поможет пример из обыденной жизни. Если кипящий чайник убрать с огня, то он будет далее не нагреваться, что было бы наименее вероятностным состоянием, а остывать, что, естественно, более вероятно. Однако закон рассчитан на замкнутые системы, т.е. системы, не обменивающиеся энергией с окружением, и это является абстракцией огромной силы, так как в мире большинство систем — незамкнутые. Когда второе начало термодинамики было распространено на Вселенную, проинтерпретированную как замкнутая система, по расчетам получалось, что все энергетические процессы должны происходить в одном направлении. Энтропия как физическая величина, характеризующая процессы превращения энергии, возрастала. Иными словами, творился невероятный хаос. Все виды энергии превращались в тепловую, затем они рассеивались в пространстве.

Вселенная начинала остывать. Наступление абсолютного теплового равновесия означало тепловую смерть Вселенной.

Суть философской критики этих положений состояла в указании на недопустимость уничтожения качественного разнообразия форм движения, т.е. невозможность превращения многообразных видов энергии в тепловую. Но концепция тепловой смерти Вселенной оказывается несостоятельной и с естественнонаучной точки зрения. Возможность экстраполяции второго начала термодинамики на всю Вселенную предполагает произвольное допущение о ее структуре и, в частности, представление о ее замкнутости. Однако Вселенная не является замкнутой системой, она состоит из бесконечного числа частиц и элементов, и поэтому состояние термодинамического равновесия для нее неприемлемо.

Современная типология видов энергии строится либо с учетом материальных носителей — механическая, тепловая, химическая, либо по типу их взаимодействий — электромагнитная, гравитационная. Механическая энергия разделяется на кинетическую (зависящую от скорости движущихся тел) и потенциальную (зависящую от положения тел). В термодинамике

применяется разделение энергии на свободную и связанную. Иногда говорят о внешней и внутренней энергии. Под первой, внешней, подразумевают механическую энергию, а под внутренней — весь остаток полной энергии57.

В 1962 г. нобелевский лауреат Питер Митчел высказал предположение, что энергия, освобождающаяся при дыхании и фотосинтезе, сначала запасается в виде электричества и разности концентрации протонов между двумя отсеками, разделенными мембраной, чтобы затем использоваться для синтеза АТФ( аденозин трифосфат). Гипотеза была подтверждена. Так биоэнергетика вплотную подошла к исследованию энергии. В новой парадигме медицины болезнь рассматривается как результат изменения структур энергии, предлагается терапевтическая методика для влияния на энергетическую систему тела. Исцеляющие силы, присущие каждому организму, могут действовать в направлении возвращения организма в его прежнее нормальное состояние и в направлении, приводящем к новому состоянию равновесия.

До сих пор понятие энергии в науке остается центральным.

Наука утверждает, что Вселенная материальна, или (в последней версии) что она есть энергия. Закон сохранения и превращения энергии заставляет взглянуть на общество и составляющих его индивидов как на агрегаты, производящие и преобразующие энергию. Закон сохранения улавливает обратимость, взаимопревращаемость, использование эквивалентностей. Вместе с тем современное естествознание осваивает идею необратимости. Потери энергии, диссипация (рассеяние энергии) не могли ускользнуть из поля зрения естествоиспытателей. И даже родоначальник позитивизма Г. Спенсер, постулируя мощь энергии как "бесконечную и вечную Вселенную, из которой проистекают все явления и вещи", уверен, что перераспределение, дезинтеграция и интеграция — реальные механизмы эволюции, благодаря которым возникает и новое качество материи, и новый вид движения.

Небезынтересно заметить, что философия Спенсера признается величайшим проявлением интеллекта, а в кругах эзотерически

настроенных мыслителей считается, что английский философ Г. Спенсер (1820—1903) являлся воплощением древнеегипетского бога мудрости Тота. Аналогия подтверждается тем, что Спенсер входит в историю как "мастер" по основаниям. Его жизнедеятельность кабинетного ученого родила на свет такие произведения, как: "Основные начала", "Основания биологии", "Основания психологии", "Основания социологии", "Основания этики". Названия показательны, они имеют непосредственное отношение к главной задаче философии, состоящей, по мнению мыслителя, в наибольшей степени "объединенности", общности знаний, получаемых в результате описания явлений. Он строит планы создания всеохватывающей, универсальной системы знания. И 36 лет жизни отдает написанию 10-томной "Синтетической философии".

Философия должна объединять все конкретные явления. Закон совместного действия всех факторов, понимаемый как закон непрерывного перераспределения материи и движения, составляет основу философии. Спенсер иллюстрирует его следующим образом: "Происходящие всюду изменения, начиная с тех, которые медленно преобразуют структуру нашей галактики, и кончая теми, которые составляют процесс химического разложения, суть изменения относительно положения составных частей; и они везде с необходимостью предполагают, что наряду с новым распределением материи возникает и новое распределение движения".

"Высшее объединение знания, которого ищет философия, должно состоять в том, чтобы понять космос как целое, соответствующее этому закону совместного действия"58.

Основой для восторженного восприятия учения Г. Спенсера в кругах эзотерически настроенных мыслителей был его тезис о том, что противоположные концепции духа и материи — первая не менее, чем вторая, — должны рассматриваться как знак Неведомой Реальности, лежащей в основе обеих. Наука плавно перетекала в тайну. Тайна бытия, к разгадке которой всегда стремилась наука, по сути дела, была истоком эзотерических и религиозных размышлений. Неведомое нашло отражение и

пристанище в позитивизме. Этот парадокс, связанный с одновременным признанием тайны и отрицанием ее во имя закономерности, указывает на необходимость нового подхода к позитивизму, в котором его сложность и многозначность находила бы адекватную интерпретацию. Русский философ С. Франк называет свое главное произведение "Непостижимое". А первый раздел основополагающего труда Спенсера — "Основные начала" носит название "Непознаваемое". Он проникнут убеждением, что в основе Вселенной лежит та сила, которая абсолютно непостижима. Этот вывод мыслителя сокращает "кажущееся расстояние между религией и наукой"59.

И у Спенсера, и у герметистов энергия оказывается величайшей естественной силой. Положение Спенсера о Бесконечной Вечной Энергии прямо согласуется с линией герметического учения, в котором присутствует указание, что эта энергия есть энергия Разума Всего.

В кругах, весьма отдаленных как от науки, так и от герметизма, часто говорят о жизненной силе, жизненной энергии, понимая, как она важна для нормального функционирования организма. Иногда сетуют на то, что попусту тратят свою жизненную энергию, совершенно справедливо замечая, что поток этой жизненной силы динамичен. Он то становится больше и нарастает, то ослабевает и начинает скудеть. Человек при этом чувствует утомление или даже впадает в состояние депрессии. С психической энергией связывают вдохновение, с ней связывают и красоту. Весьма распространено убеждение, что психическая энергия проникает во все ткани, во все органы нашего тела, устанавливая там определенный порядок, гармонию или дисгармонию.

Герман Гессе в "Путешествии на Восток" заметил, что если в течение длительного времени заниматься малозначимыми вещами, то это будоражит нас и дает нам силы. Следовательно, при концентрации на малозначащих вещах жизненная энергия обновляется. И этот закон можно назвать законом релаксирования. "Релаксирую ли я, глядя на пламя костра, или наслаждаюсь видом бокала с вином, или слушаю симфонию, или, кося сено,

нюхаю свежескошенную траву — во всех этих случаях я воспринимаю значения и запоминаю колебания". Однако область психической энергии недостаточно исследована.

На вопрос, что такое энергия, часто можно услышать ответ со ссылкой на Рерихов. Энергия — это сила, которая запечатлевает образы на пластической, космической субстанции. Психическая энергия есть любовь и устремление. Она есть синтез всех нервных излучений. И тогда выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к Свету во всех его проявлениях и будет развитием психической энергии. Поэтому истинное устремление и психическая энергия — синонимы.

Согласно учению Живой Этики, которое отнесено к девиантному знанию, психической энергии отводится основополагающая роль, ибо "Основа Бытия есть психодинамика Духа". Психодинамика Духа пронизывает все существующие образования от электронов до людей. Науке известно выражение "энергия атома". Однако употребляется оно больше в значении неосмысленных и безличностных силовых проявлений. Энергия атома никак не связывается с тем, что этот атом может пребывать в теле мыслящего и переживающего субъекта и тем самым производить энергию определенного качества и направленности. Вместе с тем логично предположить, что человек как высшее проявление жизни, как " венец творения" во Вселенной обладает и наибольшим из всех живых существ энергопотенциалом. Заметим, что ныне активно развивающаяся валеология — наука о здоровье — полагает своим основным методом измерение энергопотенциала.

Согласно преданию, звуковой комплекс АУМ есть символ сочетания высших энергий. Говорят, что АУМ — это древнее, священное соединение понятий, которое созвучно с музыкой сфер. Оно приводит организм произносящего эту молитву в гармоническое соответствие с вибрациями Высшего Мира и способствует притоку психической энергии. В созвучии АУМ — триединое сочетание высших понятий, в котором А есть Мысль- Основа, У есть Свет-Начало и М есть Тайна-Сокровенное. Это сочетание

лучших вибраций, которые звучат для настройки психической энергии и объединяют тонкость восприятия, мудрость звучания и красоту построения. Таким образом, считается, что молитва АУМ соединяет высшую человеческую энергию с высшей космической энергией60.

Современная наука доказала, что свет, тепло, магнетизм и электричество есть формы вибрации или, выражаясь более академически, формы движения материи — это типы вибрационного движения, проявление особых видов энергии. Все материальные частицы находятся в собственном вращательном движении, именуемом спин, а также орбитальном вращательном движении. В материальных объектах вибрации различаются в зависимости от состояния объекта, от температуры. Холодный объект обладает одними колебаниями, теплый — другими. Микрочастицы, которые представляют собой одновременно корпускулу и волну, демонстрируют очень высокий тип вибрации. Однако современная наука, как бы ни гордилась она своими достижениями, не может объяснить природу явлений под названием сцепление, атомное притяжение и гравитация. Можно предположить, что и они оказываются проявлениями каких-то особых видов колебательной энергии.

Некоторые ученые считают явления Разума также типами вибрационного движения. Каждая мысль, эмоция или душевное состояние обладает соответствующим темпом и типом вибраций. Психическая энергия реагирует, или вибрирует, на все состояния мироздания и жизни.

Многие люди уверены, что великая сила живет внутри нас, и многие хотели бы ею управлять. Проявление психической энергии сугубо индивидуально. По своей природе это очень сложное образование, ибо каждый случай проявления ее есть равнодействующая всех сил, из которых данный случай сложился, комплекс всех условий и синтез всех устремлений. Разновидности психической энергии получили различные наименования. Так, один высокий вид энергии, именуемый защитность, действует не только имманентно, т.е. защищая самого носителя энергии, но и

трансцендентно, щедро направляя энергию для защиты многих. В герметических заветах можно встретить своеобразное название этого вида психической энергии — Терос. Выражение: "Воитель Терос поднял свой щит", — указывало на защитное применение психической энергии. "Слышали ли вы, чтобы йог был растерзан зверьми, — спрашивает исследователь данной проблемы А. Клизовский. — Не было такого случая, ибо против щита Тероса не дерзнет ни одно животное, в котором есть доля инстинкта"61.

Иногда психическую энергию называют работой подсознания. Гипнотизеры, магнетизеры и целители пользуются этой великой силой, зачастую не называя ее никак.

Утверждают, что психическая энергия — тончайшая из всех видов тонких энергий. Отличительное свойство тонких энергий состоит в том, что чем тоньше вибрации, тем выше и могущественнее воздействие. На вопрос, как действуют тонкие энергии, можно ответить примером. Человеку может казаться, что он пришел самостоятельно к определенному выводу и принял решение, между тем как в действительности на него было произведено воздействие тонкой мысленной энергии из пространства, которое было воспринято его мыслительным аппаратом. Физическое сознание человека может об этом ничего и не знать. Другой пример основывается на всеобщем законе вибрации и показывает, что при желании личности или под воздействием желания других вибрации тех или иных душевных состояний можно воспроизвести так же, как можно каким-либо образом воспроизвести музыкальный тон или цвет. Согласно герметизму, зная Принцип вибрации и его приложения к душевным явлениям, можно поляризовать Дух на любом желаемом уровне, достигая совершенного контроля своих эмоциональных состояний и настроений. Можно обрести способность производить на Душевном (ментальном) плане то, что наука производит на физическом плане, так как "вибрация мысли есть выбрация волн". Это именуется законом Ментальной трансмутации (душевных превращений). В этой связи по-новому звучат слова Гермеса Трисмегиста: "Тот, кто понял Принцип вибрации, схватил скипетр Могущества" .

В эзотерической традиции обращают внимание и на другое уникальное свойство психической энергии, в частности на то, что она "наслаивает" пространство, оседает и отлагается на всех предметах, окружающих человека. Человек не только конденсатор космической энергии, но и мощный ее излучатель. Поэтому каков сам человек, носитель психической энергии, таковы и его вещи. Проблемным является возраст сохранения наслоений психической энергии. Считается, что она не уничтожается, не стирается ни веками, ни расстоянием, а живет тысячелетиями. Согласно преданию, атланты, египтяне, халдеи использовали это свойство психической энергии. Они наслаивали на предметы определенного качества психическую энергию, которая должна была производить желаемое действие на других. Такие предметы получали название терафимы, или заклятые предметы, потому что при наслаивании произносились определенная формула и заклятие.

Не менее парадоксальным свойством психической энергии, как отмечает А. Клизовский, является ее способность самоотделяться, т.е. самовольно уходить от человека и без его ведома творить. Считается, что высшая энергия разумна и отделяется не для того, чтобы производить возмездие, т.е. отрицательные действия, но прежде всего она устремляется на помощь находящемуся в затруднении. Пославший помощь чувствует внезапное утомление, а получивший ее — прилив сил, но ни тот ни другой часто не понимают, что же произошло. Можно направить энергию и сознательно, однако по этому привычному пути могут устремится и бессознательные потоки энергии.

Не следует забывать, что каждая энергия, приведенная в действие, порождает инерцию. Почти невозможно остановить эту инерцию, и оказывается, что каждое проявление психической энергии продолжает свое воздействие по инерции, иногда даже длительное время, имея, таким образом, инерционную природу. Мысль уже видоизменилась, но следствие прошлой посылки все еще будет пронизывать пространство. В этом сила психической энергии. В этом и проблема, требующая особого внимания.

Заметим, что понятие "внимание" — латинского происхождения, корень обозначал "протягивать", "вытягивать". Поэтому действие внимания на самом деле есть мысленное " вытягивание, протягивание" духовной энергии.

Сегодня вряд ли кто-нибудь будет отрицать энергию мысли и воображения. Напротив, наш современник с охотой примется подтверждать этот феномен примером из личного жизненного опыта. Тем не менее попытки объяснить механизмы действия многообразных энергетических влияний "на тонком уровне" сконцентрированы преимущественно в эзотерической литературе.

Когда мы встречаемся с полярно-противоположными областями (высшими бинариями), такими как: дух и материя, жизнь и смерть, добро и зло, сознательность — реализационная власть, то возможность их нейтрализации, т.е. порождение третьего члена, предполагает как бы еще один план существования. Так понятие энергии в древнейшей тайной мудрости герметизма, в великих Арканах Таро предстает как средний член в бинарии дух — материя. Соответственно весь промежуточный план называется астральным, а крайние — ментальным и физическим. Таким образом, изучение энергии, согласно герметизму, есть изучение и познание плана астральности.

Поскольку астральный план смежен с ментальным и физическим, то в нем присутствуют отпечатки, отражения тех элементов, которые близко подходят к его области. "Очень сконденсированные и типично сгруппированные коллективности идей имеют отражением в астральном плане, т. наз. астроидеи, т.е. идеи, уже напросившиеся на форму. Эти астроидеи ловятся метафизиками и прочими учеными в те моменты их работ ментального характера, когда возникает вопрос о выборе форм для уже облюбованных идей.

Часто одна и та же астроидея ловится разными учеными в близких друг другу подпланах, и тогда мы видим одновременное возникновение двух или более систем, очень схожих, но не тождественных по форме"62.

Реализовавшиеся в физическом плане акты и явления отражаются в астральном плане как бы в зеркале, давая так называемое астральное клише событий физического плана. Будущие события стоят в некоторой зависимости от волевых импульсов свободных индивидуальностей. Однако, во-первых, каждое наше желание, каждая мера, предпринятая нами в физическом плане, изменяет частично клише будущих событий и может даже их стереть. Во-вторых, чем выше астральный подплан, тем менее изменяется это клише и тем лучше оно предсказывает событие63. За астральными клише охотятся ясновидящие и гадатели. Легче других бросаются в глаза клише аномалий или событий грандиозного характера.

Вообще об энергетических взаимодействиях говорят с использованием понятия Tourbillons — вихревого движения. Думая о желаемом, мы аккумулируем энергию, которая с этого момента начинает материализоваться. Когда человек нарисовал астральную картину дурного намерения, этим самым он породил сущность (коагулировав астрал). У порожденной сущности нет физического тела, но есть астросом — типично выраженная идея дурного желания. Ее влияние простирается прежде всего на самого ее отца, на художника, написавшего астральную картину чего-то дурного. Эту сущность называют лярва. Лярва побуждает не забывать свое дурное желание, повторять волевой импульс и тем самым его усиливать. Она может подействовать и на другого человека. Лярвы просматриваются в ауре. Избавиться от них можно следующим образом: во- первых, осуществив сознательно волевое усилие, не подчиняться лярве и "отогнать" ее от себя; во-вторых, сосредоточиться мыслью и воображением на другом предмете. Молитва есть наиболее желательная форма применения этого второго способа, ибо всякая молитва есть акт сосредоточения. В-третьих, возможно уничтожение лярв магической шпагой (это специальная процедура).

В энергетическом, астральном плане существуют также астросомы, называемые эгрегоры коллективности. Они возникают, когда единомышленники, коллектив людей мыслят общую идею в общей же форме. Эти люди как бы обводят карандашами контуры одной и той же фигуры, утолщая эти контуры и делая их

более заметными. Этот эгрегор, как и всякий астросом, хранит, восстанавливает и побуждает к активности и самосохранению физическое тело. Например, эгрегор благотворительного общества будет побуждать его членов к пожертвованиям и работе, способствовать увеличению их контингента.

Для человека характерна сильная произвольная или непроизвольная концентрация его деятельности на сфере астральных проявлений. В этом состоянии физическая деятельность человека сводится к крайнему минимуму. Считается, что деятельность астросома особенно интенсивна во время сна. Проявление астральной энергии человека вдали от его физического тела называется выходом его в астральном теле или экстериоризацией астрала. Оно бессознательно происходит у лиц, пораженных аффектами испуга и горя. Сознательно это состояние вызывают у себя маги и колдуны, чтобы проявить свою деятельность на расстоянии, высмотреть астральное клише земного бытия, поймать астроидею, решить запутанный теоретический вопрос.

Mens человека в это время работает не особенно сильно. Он сопровождает астральное тело и участвует в "сторожевой службе" физического. Эта "сторожевая служба" до некоторой степени гарантирует быстрое возвращение астросома в физическое тело в случае крайней опасности64.

Примечательно, что если астральное тело отсутствует, когда человеку наносятся физические повреждения, и наносимое повреждение мало передалось системе Tourbillons вашего астрала, то последний, возвращаясь в тело, тем лучше все исправляет, чем меньше он сам был затронут. Это находит подтверждение в практике факиров, прокалывающих себе различные части тела и быстро их заживляющих энергетической деятельностью вернувшегося астросома. Если, наоборот, энергетической системе нанесен ущерб, то это вызывает повреждение физического тела в тех частях, которые соответствуют астральному.

Энергия и проблема зла.

Энергия и проблема зла. Существует твердое убеждение, что великая сила психической энергии есть обоюдоострый меч или палка о двух концах. Если, овладев ею, человек вздумает ударить

своего ближнего, то она другим концом, с удесятеренной силой, ударит его самого и на много веков сбросит с лестницы восхождения. Если она не употребляется во благо, она превращается в орудие уничтожения носителя энергии.

Легенды о падших ангелах основаны на том, что стремление к эгоистическому могуществу в духовном плане неизбежно приводит эгоистические души к потере душевного равновессия и падению их настолько глубокому, насколько до этого они высоко поднялись. Но даже и таким душам дана возможность возврата, и эти души совершают обратное путешествие, жестоко расплачиваясь.

Духовное развитие означает узнавание, осознание и проявление внутренней духовности, духовности в нас. Испытатель психической энергии должен обладать терпением и доброжелательством. Он не может жаловаться и впадать в уныние.

Представители эзотерических знаний уверены, что поскольку психическая энергия — тончайшая, обращение с ней должно быть возвышенно утонченно. Существует серьезная проблема обращения с высшей энергией. Следует твердо запомнить, что сила психической энергии есть огненная мощь. Во-первых, нужно полюбить такую всенасыщающую энергию. Во-вторых, необходимо уметь владеть своим мышлением не только, чтобы направлять его, но и чтобы удерживать мысли от действия. В-третьих, важно иметь в виду, что запас разумно израсходованной психической энергии немедленно пополняется из сокровищницы Космоса.

Посланная или направленная мысль, действующая в виде импульса на мозг, осознается как внушение. В современных исследованиях аналогичные процессы объединяются понятием "суггестия". Лицо может влиять на себя — авто-внушение или на другого — альтро-внушение. Внушение можно осуществлять посредством слов, образов и жестов, мыслей. Оно может быть произведено в состоянии бодрствования, как это делали факиры в Индии, в состоянии легковерия, в гипнотическим состоянии. Внушение можно заставить исполнить в тот же момент, через некоторое время, отложить на долгое время. Могущество воображения и внушения так велико, что явления стигматизации —

появления знаков на теле человека — Агриппа объяснял именно могуществом воображения.

Считается, что потенциал основной энергии был дан каждому человеку, но сколь различно обошлись люди с этим великим даром. Развитие психической энергии без самоусовершенствования, без стремления вперед приводит человека к самоуничтожению. Накапливание психической энергии допустимо лишь для пользы мира, для общего блага и помощи ближним. Только такие цели оправдывают накопление психической энергии и могут быть полезны для ее носителя. Иными словами, требуется максимум положительных качеств, преградой и тормозом становится отрицательное, недисциплинированное мышление, низкие недостойные мысли, а также "крупные ехидины, такие как гнев, страх, сомнение"65.

Большой ущерб наносит раздражение, причем не только личностный, но и пространственный. "Когда оно кровавым комком закладывает уши, разве слышит тогда человек? Когда мутнеет глаз, разве видит тогда человек? Когда завеса опускается на сознание, где же тогда приобретение? Для того, чтобы повысить качество своей энергии, необходимо очистить сознание, во-первых, и расширить его, во-вторых. В связи с этим обращает на себя внимание вывод, отнюдь не материалистической философии и бывшего

научного коммунизма, а эзотерики и герметического учения, согласно которому "первое

66

условие повышения сознания состоит в сознательности труда" . При этом, однако, необходимо осознание того, в чем можно преуспеть. Замечено, что самые занятые люди наиболее долговечны. Постоянный и ритмический труд приводит к накоплению такого запаса жизненной силы, который предохраняет занятых людей от многих заболеваний, удлиняя вместе с тем и их существование. К способам улучшения своего сознания и одновременно к овладению высшей космической мощью помимо сознательного труда относят упорное, ничем несломимое стремление к Высшему Свету, высшему знанию, стремление к прекрасному, любви и состраданию ко всему живущему. Состояние, когда жизнь обращается в единый порыв к истине, Свету и знанию, свидетельствует о накоплении психической энергии.

<< | >>
Источник: Т.Г. Лешкевич. Философия. Вводный курс - Изд. 2-е, дополненное. 1998

Еще по теме Тема 22. ФЕНОМЕН ЭНЕРГИИ В ОЦЕНКАХ УЧЕНЫХ ИЭЗОТЕРИКОВ:

  1. Тема III. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ СПАД КАК ФЕНОМЕН ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
  2. ТЕМА 5. Основные подходы к оценке
  3. Тема 2. ОЦЕНКА РЫНКА СБЫТА
  4. ТЕМА 4. Подготовка информации в процессе оценки
  5. Тема 11. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОСТОЯНИЯ БАЛАНСА
  6. Тема 4. СТОИМОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНКА ОБЪЕКТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  7. 8. ЭНЕРГИЯ «БОЖЕСТВЕННОГО Я
  8. ФЕНОМЕН СМЕРТИ.
  9. 4.1. Феномен: Организационная культура
  10. АМЕРИКАНСКИЙ ФЕНОМЕН.
  11. ЭФФЕКТ/ФЕНОМЕН ГРУППОВОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ
  12. КАТЕКСИС (англ. неологизм cathexis - количество энергии
  13. Идея различения феномена и механизма
  14. 9.1. РОССИЙСКИЙ ФЕНОМЕН ЗНАНИЙ
  15. РАЗУМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ
  16. 1. Феномен человека в истории философии
  17. Глава II. Стратегия 1: дайте волю энергии целей
  18. 6. Отчуждение человека и феномен «бегства от свободы»
  19. Оплата услуг как методологический феномен
  20. ПИТАНИЕ СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИЕЙ И ПРАНОЙ ПРИРОДЫ