<<
>>

Тема 29. КОНЕЧНОЕ И БЕСКОНЕЧНОЕ В КОСМОЛОГИИ

Бесконечность мира в пространстве и времени. — Интенсивная и экстенсивная бесконечность. — Космологические антиномии И. Канта и их современная интерпретация. — Философские основания идеи бесконечности Вселенной.

— Проблема бесконечности Вселенной в релятивистской космологии. — Космологические модели Вселенной.

Нет краев у нее и нет ни конца, ни предела, И безразлично, в какой ты находишься части Вселенной: Где бы ты ни был, везде, с того места, что ты занимаешь, Все бесконечней она остается во всех направлениях...

Лукреций Кар. О природе вещей

Неисчерпаемость материи вглубь охватывается представлением об интенсивной бесконечности. Существование интенсивной бесконечности говорит о том, что в природе нет абсолютно элементарных, не имеющих внутренней структуры объектов. При изучении микрочастиц становится ясно, что интенсивная бесконечность не может рассматриваться просто как бесконечная делимость материи на все более мелкие части. Взаимопревращаемость частиц доказывает их более сложную природу.

Экстенсивная бесконечность в отличие от интенсивной уходит не вглубь, а вширь, за пределы данного объекта, в мир "большого".

Это как бы бесконечность вне объекта. Здесь наиболее важной оказывается проблема зависимости свойств и качеств объекта от системы взаимодействий с окружающими вещами. В действительности же существует одна бесконечность, которая может быть понята как интенсивная или экстенсивная в связи с тем направлением, в котором концентрируются познавательные усилия. Экстенсивная и интенсивная

бесконечность — это своеобразные проекции реальной бесконечности. Их можно уподобить проекциям геометрической фигуры на оси координат.

В понимание конечного и бесконечного много нового внесла космология. Как научная дисциплина, космология исследует структуру и свойства Вселенной и ставит проблему пространственно-временной бесконечности.

Веками и тысячелетиями складывались представления о бесконечности мира в пространстве и времени. Они уходили своими истоками в античную натурфилософию и космогонию. В базировавшейся на ньютонианской физике космологии 18 в. были сформулированы веские теоретические обоснования идеи бесконечности. Появление теории относительности принципиально преобразовало космологическую проблематику. В возникшей в связи с общей теорией относительности релятивистской космологии, бурное развитие которой датируется вторым десятилетием 20 в., оказалось возможным строить как бесконечные, так и конечные в пространственно-временном отношении модели Вселенной.

Впрочем, еще в антиномиях Канта делались попытки с равным успехом как доказать, так и опровергнуть идею конечности или бесконечности мира. Если мир имеет начало во времени, значит существовало чистое время, в котором до начала мира ничего не было, но из этого "ничего " не мог возникнуть мир. Если предположить, что мир не имеет начала в пространстве и времени, из этого следует, что до сегодняшнего момента прошла бесконечность, т.е. всякому событию предшествовал бесконечный период времени, а сегодня он кончился, и Вселенная почему-то возникла в данный момент времени, что также маловероятно. Как же быть?

Поскольку релятивистская концепция Вселенной рассматривала всю мыслимую материальную Вселенную, то идея ее "начала" вела, казалось, к полному перевороту и отрицанию идеи бесконечности. Утверждения космологов-релятивистов о единственности и всеохватности нашей расширяющейся ВселеннойМетагалактики напоминало многократно повторяемые в прошлом заявления о единственности Земли со светилами вокруг нее, единственности Солнечной Системы или Галактики... На самом деле космологические модели Вселенной, хотя и строились с целью объяснения мира в целом, объясняли лишь некоторый его фрагмент, описывали локальную область универсума. Космологические представления относительно конечности-бесконечности пространства и времени, проинтерпретированные как относящиеся к данной локальной области и не распространяющиеся на все мировое пространство и время, идею бесконечности не опровергали.

Современный этап развития космологии характеризуется приоритетами релятивистской космологии.

Релятивистская космология не претендует на законченное описание мира в целом, но исследует конечное и бесконечное применительно к нашей Вселенной со стороны ее физико-пространственной структуры. У истоков релятивистской космологии стоят А. Эйнштейн и А. Фридман.

Через год после создания в 1917 г. общей теории относительности Эйнштейн построил первую релятивистскую модель Вселенной. Он исходил из следующих предположений.

Вещество и излучение распределено во Вселенной в целом равномерно. Отсюда следует, что пространство Вселенной однородно и изотропно. Хотя вблизи массивных объектов геометрия пространства- времени изменяется, это изменение — лишь незначительное отклонение от однородного изотропного пространства Вселенной, обладающего постоянной кривизной.

Вселенная стационарна, неизменна во времени. В связи с этим геометрия пространства не может иметь эволюцию. Мир Эйнштейна обычно называют "цилиндрическим", так как его можно представить в виде бесконечно протяженного четырехмерного цилиндра. Вдоль образующей цилиндра простирается ось времени, она неограниченно направлена как в прошлое, так и в будущее. Сечение цилиндра дает пространство.

В данной модели — это трехмерное сферическое пространство с постоянной положительной кривизной. Оно имеет конечный объем. Это не следует понимать так, что имеется какой-то "край света", за которым ничего не существует. Просто пространство, выражаясь фигурально, "замыкается само на себя", благодаря чему в нем можно бесконечно кружить, никогда не наталкиваясь на преграду.

Однако "цилиндрический мир" Эйнштейна уже в прошлом. Его попытки построить стационарную модель Вселенной в настоящее время рассматриваются как дань традиционным представлениям о неизменном существовании Вселенной в вечности. Нужно обратить внимание и на тот факт, что стационарная модель Вселенной получена Эйнштейном на основании специального допущения.

Более современное решение этой космологической проблемы было дано советским математиком А.

Фридманом и развито бельгийским космологом М. Леметром. Фридман отказался от предположения о стационарности мира, сохранив постулат его однородности и изотропности. При этом стали возможны три решения:

Если плотность вещества и излучения во Вселенной равна некоторой критической величине, то пространство является эвклидовым, т.е. обладает нулевой кривизной, и мир бесконечен.

Если плотность меньше критической, то пространство Вселенной описывается геометрией Лобачевского, оно обладает отрицательной кривизной и бесконечным объемом, открыто и выглядит как седловина.

Если же плотность вещества во Вселенной больше критической, то пространство имеет положительную кривизну, оно безгранично, но объем его конечен. Мир оказывается замкнут и конечен. Он описывается геометрией Римана.

Мнения ученых расходятся. Одни приняли гипотезу бесконечно расширяющейся Вселенной и считают, что согласно концепции "Большого взрыва", около 17—20 миллиардов лет назад Вселенная была сконцентрирована в

ничтожно малом объеме в сверхплотном сингулярном состоянии. Произошедший "Большой взрыв" положил начало расширению Вселенной, в процессе которого плотность вещества изменялась, кривизна пространства разглаживалась. Другие считают, что на смену расширению вновь придет сжатие и весь процесс повторится. На этом основании выдвигается гипотеза пульсирующей Вселенной, в которой приблизительно каждые 100 миллиардов лет все начинается с "Большого взрыва". В одной из наиболее поражающих воображение гипотез предполагается, что в результате "начального взрыва" в гравитационном сверхпространстве из сингулярного состояния возникла не одна наша Метагалактика, а множество метагалактик. Каждая из которых может иметь самые разнообразные значения всех физических параметров: пространство особой топологии (локально открытое или локально замкнутое с разным количеством измерений) и свое космологическое время (возможно, неодномерное)16.

В современных концепциях "множественных миров" рисуется удивительная картина Вселенной.

И это согласуется с основным положением фундаментальной философии, согласно которому пространственно-временную бесконечность материального мира следует понимать не в смысле метрической бесконечности, а как неисчерпаемое разнообразие пространственно-временных структур материи.

Вопрос о том, будет ли Вселенная расширяться или начнется процесс сжатия, остается открытым. Хотя явление "красного смещения" в настоящее время является общепризнанным фактом, свидетельствующим об удалении источника излучении, т.е. о том, что галактики "разлетаются" со скоростями, примерно пропорциональными расстоянию до них. В 1912 г. В.М. Слайфер открыл смещение спектральных линий излучения внегалактических туманностей к красному концу спектра — так называемое "красное смещение". Спустя некоторое время (в 1929 г.) Эдвин Хаббл установил закон, согласно которому, чем дальше от наблюдателя находится туманность, тем 307

больше величина "красного смещения", тем больше скорость, с которой она удаляется от него. И на больших расстояниях скорости галактик достигают гигантских значений,

Тем не менее существует теоретическая возможность того, что наряду с расширением можно предположить модель сжимающейся Вселенной или даже пульсирующей Вселенной, в которой конечная в пространстве, но бесконечная во времени Вселенная попеременно то расширяется, то сжимается.

<< | >>
Источник: Т.Г. Лешкевич. Философия. Вводный курс - Изд. 2-е, дополненное. 1998

Еще по теме Тема 29. КОНЕЧНОЕ И БЕСКОНЕЧНОЕ В КОСМОЛОГИИ:

  1. Тема 28. ПРОТИВОРЕЧИЕ КОНЕЧНОГО И БЕСКОНЕЧНОГО
  2. ФИЗИКА И КОСМОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  3. Космология
  4. Космология
  5. ТЕОРИЯ «ИДЕЙ», КОСМОЛОГИЯ И ПИФАГОРЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧИСЛАХ
  6. космология
  7. Космология и космогония
  8. БЕСКОНЕЧНОЕ
  9. 9. Бесконечность. Декарт
  10. БЕСКОНЕЧНОЕ
  11. БЕСКОНЕЧНОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ
  12. 10. Парадоксы бесконечного. Бернард Больцано
  13. 12. Бесконечное И непрерывное
  14. ПУСТОТА И БЕСКОНЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ХІУ в
  15. почему бесконечное кажется существующим не только в возможности, но и как [нечто] отдельное
  16. Бог как целостность бесконечного и динамичного мира.
  17. Тема 4.