<<
>>

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУКИ

— разработанная Холтоном концепция исследования научного знания и факторов его развития, согласно которой при анализе научной деятельности необходимо учитывать не только внутреннюю логику развития науки и социокультурный контекст, в котором это развитие происходит, но и индивидуальность личности ученого, его возможную приверженность той или иной "теме".

Тематическая структура научной деятельности, согласно концепции Т. А. Н., является независимой от эмпирического (воспроизводимые явления) и аналитического (логико- математические конструкции) со-держания исследований. Элементы этих двух типов Холтон рассматривает как систему координат с осями X и Y, темы же задают новое измерение — ось Z. Таким образом, то со-бытие, которое представляет собой результат научной деятельности, оказывается точкой в трехмерной системе координат и рассматривается как пересечение трех траекторий: 1) индивидуальность ученого, 2) состояние науки, "публичного" научного знания в данное время, 3) осо-бенности социальных факторов, включая общий культурный кон-текст эпохи.
В рамках Т. А. Н. Хол-тон, в свою очередь, выделяет три основных аспекта использования "тем": а) тематическое понятие, или тематическая компонента понятия (например, понятия симметрии или континуума), б) методологическая тема (например, выражение научных законов в терминах каких-то постоянств, экстремумов или запретов), в) тематическое утверждение или тематическая гипотеза (например, ньютоновская гипотеза о не-подвижности центра мироздания). Холтон замечает, что количество тем невелико. Появление новой темы яв-ляется достаточно редким событием, а зачастую наблюдается "древность многих тем и их постоянное воспро-изведение как в течение спокойной эволюции науки, так и во время ре-волюций". Такой анализ помогает увидеть дополнительные формы со-хранения преемственности в развитии науки, выявить то, что остается инвариантным в быстро сменяющих друг друга научных теориях.
"Трех-мерная" модель Т. А. Н. избегает одного из существенных недостатков концепции Куна, в которой перечер-кивается преемственность в науке, являющееся ее неотъемлемым свой-ством (тезис Куна о несоизмеримости нарадигм, одна из которых сменяет другую в результате так называемо-го "гештальт-переориентирования"). Согласно концепции Холтона, некоторые темы переживают даже эпохи научных революций, ибо тематические решения в гораздо большей степени (по сравнению с парадигмами или мировоззрениями) обусловливаются индивидуальностью ученого, а не только его социальным окруже-нием, хотя, несомненно, могут с не-большими вариациями приниматься целыми научными сообществами. Сам Холтон считает, что не следует понимать тему как "главную реальность научной работы", и указывает на ряд ограничений Т. А. Н. Одним из наиболее слабо разработанных звеньев в концепции Холтона является вопрос о возникновении новых тем, который так и остается без отве-та. Холтон убежден, что "хорошим исходным пунктом в этом деле был бы подход, акцентирующий взаи-мосвязи между когнитивной психо-логией и индивидуальной научной деятельностью". Таким образом, в концепции Т. А. Н. подчеркивается необходимость по возможности более целостного и разностороннего

Теннис 1065

исследования науки, важность со-трудничества между различными дисциплинами, и в особенности между естественными и гуманитарными науками. (См. также Холтон.)

В. А. Кудина

ТЁННИС (Tonnies) Фердинанд (1855—1936) — немецкий социолог. Получил диплом по классической филологии в Тюбингене (1877). В 1881 получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 (до отстранения от преподавания) (при-ват-доцент, с 1909 — экстраординарный, с 1913 — ординарный профес-сор). Вместе с Зомбартом, Зиммелем и М. Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 (до отстранения наци-стами). Сооснователь и президент Гоббсовского обіцества. Известен как руководитель нескольких обще-национальных проектов по приклад-ной социологии.

Основные работы: "Община (общность) и общество" (1887), "Маркс. Жизнь и учение" (1921), "Социологические очерки и критика" (т. 1 — 3, 1925—1929), "Введение в социологию" (1931) и др. Среди теоретических источни-ков социологической концепции Т. можно выделить работы Гоббса, Спинозы, Шопенгауэра, Э. фон Гартмана, Маркса и Энгельса (с которым Т. состоял в переписке). Определен-ное влияние на становление его взгля-дов оказали также работы Ф. К. Со- виньи (основоположник "исторической школы права"), Г. Мейна, Моргана, И. Я. Бахофена. Вместе с Зиммелем и фон Визе (его ученик) считается ос-новоположником формальной школы в социологии. Т. остается, несмотря на "тённисовский ренессанс" в западной мысли, фигурой во многом ритуализированной. Без ссылок на его противопоставление принципов "общества" и "общины" ("общно-сти") не обходится не одно серьезное социальное исследование, но в то же время этот принцип не отрефлекси- рован должным образом как одна из доминант социальной философии и социологии 20 в. В основе двух возможных типов социальности, со-гласно Т., лежит различение двух типов выраженной в них воли. Основа "общины" ("общности") как первого возможного типа социальности — "сущностная воля" (естественная инстинктивная воля, обусловленная осознанием инстинктивно-чувствен- ной органичности социальных отно-шений). Это воля, соотнесенная с присущим ей мышлением, непосред-ственно переходящая в действие, — целостно-самодостаточна, ее субъектом является "самость". Основа "общества" как второго возможного типа социальности — "избирательная воля", определяемая мышлением постольку, поскольку в нем есть волевое начало. Субъект "избирательной воли" задается формально-юри- дически как "лицо". В соотнесении с типологией социального действия М. Вебера, "избирательная воля" связана с целерациональным действием и ориентирована в будущее, "сущностная воля" — с остальными типами действия (ценностнорацио- нальным, традиционным и аффек-тивным) и предзадается прошлым. В "общине" социальное целое пред-шествует частям, в "обществе" — со-циальное целое выступает как сово-купность частей.
Это различие суть различие между "органикой" и "меха-никой" (естественностью и искусст-венностью) частей целого. Т. развивает и переинтерпретирует почерпнутое у Г. Мейна различие "статуса", ха-рактеризующего естественное ("об-щинное") состояние, и "контракта", характеризующего общественно-до- говорное (искусственное) состояние ("общество"). Но в обоих случаях со-циальность — это взаимодействие воль, в ходе которого происходит взаимоотчуждение ("общество") или "взаимослияние" ("община"). Любая социальная целостность, по Т., возникает всякий раз только из волевого взаимодействия индивидов. "Волеизъявление" — это условие "взаимоутверждения" людей, без чего невозможна социальность (Т. — автор термина "волюнтаризм"). "Сущ-ностная" воля "разумна", но не обязательно рациональна. Скорее, она фундируется эмоционально-чув- ственными ("полуинстинктивными") отношениями. "Избирательная воля" изначально рассудочна, предполагает осознанный выбор и формирование целей действия (это — "расчетливый разум"). Общинные отношения включают в себя родово-семейные, соседские и дружеские отношения и соот-ветствующие им социальные формы (семья, формы совместного прожи-вания и т. д.). Общество связано с от-ношениями рационального обмена. Эти отношения возможны между "индивидуальными лицами" — ин-дивидами как "автономными отдель- ностями", свободными в целеполагании и выборе средств, и их "производными" — "искусственными лицами". В силу "конструируемости" субъектов отношений обмена возможно появление "фиктивных лиц". Мышление выстраивает в отношениях обмена иерархию целей, намерений и средств, формируя синтетическую мыслительную систему "усмотре-ния", направляющую и контролирующую "созидательное единение" на основе "согласия". Т. различает общество в узком смысле, связанное с возникновением государственности и исключающее из себя "общину", и общество в широком смысле, включающее в себя "общину". В по-следнем случае он анализирует общий вектор развития в истории от "общины" к "обществу" в узком смысле слова и торжество последне-го в современной ему европейской реальности.
Победа "общественного" начала над "общинным" (при известном сохранении последнего) означает проникновение рационального расчета даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во все более внешние ("вещные") и случайные для их но-сителей, которые характеризуются возрастающей разновекторностью своих устремлений. В этом отношении Т. выступил как диагност кризисных явлений европейского типа социальности, имевшей одним из своих следствий фашизм, открытое неприятие которого он, оставаясь в нацистской Германии, не считал нужным скрывать. Кроме концепции "общины" — "общества", Т. ин-тересен также своей методологией социального познания и обоснованием принципов формального подхода в социологии. Так, он заложил основы метода конструктивных типов (окончательно оформленного амери-канским представителем формаль-ной школы Г. П. Беккером), который он противопоставлял методу идеальных типов М. Вебера. Т. рас-сматривал конструктивные типы как орудия объективации познания, понятийные мерки, прикладываемые к действительности, средства выявления "чистых" форм социаль-ности, строго аналитически простро-енная система которых может быть применена к исследованию любых социальных содержаний. Социаль-ное познание, согласно Т., должно строиться на принципах объектив-ности (общезначимости, строгости и однозначности), "натурализма" (вы-несении за скобки вопросов о смысле) и независимости от ценностных предпосылок. Последнее в равной мере обеспечивается как избеганием исследовательских предпочтений, так и дистанцированием от конкре-тики (задач "момента"). При этом Т., хотя и считал необходимым соотно-сить социологию с общей философ-ской этикой, дистанцировал ее от этической (а также политической) проблематики. В основе социологи-ческого мышления, по Т., должен лежать принцип понятийной анти-номии, требующий рассматривать любое явление через соотношение "общинного" и "общественного", а также волевого и рационального начал, отношений господства и то-варищества. Соответственно пробле-матике и, главное, используемым методам социология строится как трехуровневая дисциплина: 1) поня-тийное конструирование реализуется в "чистой" социологии, 2) гипотети- ко-дедуктивный метод — в "при-кладной" социологии, 3) исследова-ние фактов — в "эмпирической" социологии (социографии). Эти три уровня конституируют "специаль-ную" социологию, помимо которой Т. выделял еще и "общую" социоло-гию (суть которой, правда, так до конца и не прояснил, ограничившись указанием на изучение "всех форм существования людей"). (См. Фор-мальная социология.)

В. Л. Абушенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУКИ:

  1. 47.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НИОКР
  2. 1.2. Место экономического анализа в системе ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
  3. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  4. 3. Философия науки
  5. 1. Социальная функция науки
  6. ПРИЕМЫ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ
  7. 1. ПОНЯТИЕ НАУКИ «ПРАВОВЕДЕНИЕ», ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ
  8. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ
  9. Тема 1. Основные положения науки семейного права
  10. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ
  11. 1.4. Таможенное право как отрасль российской юридической науки
  12. 89. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ
  13. 2. Основные категории науки о труде
  14. Метод установления исходных принципов науки
  15. Практические задачи философии и науки