ТЕНДЕР
(англ. gender — род, чаще всего грамматический) — понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. В отличие от русского языка, в котором есть одно слово, связанное с данным вопросом: пол, — английский язык имеет два поня-тия: секс (sex) — пол — и тендер (gender) — своего рода "социопол".
Оба понятия используются для прове-дения так называемой горизонтальной социополовой стратификации об-щества в отличие от вертикальных классовой, сословной и т. п. страти- фикаций. Sex обозначает биологический пол и относится к "нативист- ским" конструкциям, суммирующим биологические различия между муж-чиной и женщиной. Gender, в свою очередь, является социальной конст-рукцией, обозначающей особенности поведения, социальных стратегий. Sex детерминирован биологическими факторами: гормональным статусом,особенностями протека-ния биохимических процессов, гене-тическими различиями, анатомией. Gender — своеобразный итог социа-лизации человека в обществе в соот-ветствии с его половой принадлеж-ностью. Человек в своей эволюции, как в фило-, так и в онтогенезе, дви-жется от sex к gender. "Сексуально- гендерное поле" человека возникает еще в преднатальный период: совре-менные средства медицины позволя-ют уже задолго до рождения ребенка определить его пол. Родители поразному могут реагировать на рождение мальчика или девочки. Рождение мальчика или девочки может также по-разному восприниматься и в культурах. Так, в архаических обществах, особенно с охотнически- собирательским укладом, рождение девочки приветствовалось в мень-шей степени, чем в земледельческих культурах, где уже появляется мо-ногамная семья и женский труд (вос-производство рода, выхаживание, воспитание и т. п.) получает более высокую оценку. Известны тради-ции, в рамках которых детей в соот-ветствии с полом просто уничтожали. Например, в Японии в селах вплоть до начала 20 в. сохранялась тради-ция умерщвления новорожденных мальчиков, так как их нельзя было, в отличие от девочек, выгодно продать в город или выдать замуж. Бедуины же и эскимосы (канадские), например, избавлялись от девочек (умерщвляли, относили в горы, под-кидывали), так как считалось, что мужчин в роду должно быть больше. Причем материнский инстинкт в этих и многочисленных подобных случаях грубо подавлялся групповыми интересами и мифологическими представлениями. Через игры и игровые структуры, одежду и т. п. ре-бенок уже с малолетства начинает себя идентифицировать либо с муж-ским, либо с женским началом. Хорошо известны игры девочек в "доч- ки-матери", "учителя", "доктора" и вообще "в куклы", а также увлечения мальчиков машинами, конст-рукторами, оружием и т. п. В этих ранних актах социализации большую роль играет культурная среда. Именно она определяет "сферу должного", которая в разных куль-турах различна. Но есть и некоторые универсалии. Так, мужское ассоци-ируется с инициативностью в отно-шениях, агрессивностью, установ-кой на господство, авантюризмом, авторитаризмом, стремлением к ли-дерству, рациональностью в мыслях и действиях, монизмом в поведении, стремлением к монологу, вызову и утверждению собственного "Я", эгоцентризмом и эгоизмом. Эти и по-добные качества, проявляемые жен-щиной, скорее вызовут критическую оценку и даже негативную реакцию со стороны окружающих, находя-щихся, под влиянием соответствую-щих культурных стереотипов. Женская линия в поведении, как правило, связана с мягкостью, милосердием, заботой, ответственностью, ненаси-лием, терпимостью, альтруизмом, эмоциональностью, диалогичностью, стремлением к поиску согласия, ком-промисса, ценностью равенства, спра-ведливости и свободы и т. п. Обе эти конструкции можно различать в плане общего и особенного. Sex является проявлением общего и относится к так называемым "итическим" (etic) характеристикам. Gender связан с проявлением особенного в поведе-нии и является "имической" (emic) характеристикой. Для ее понимания необходимо учитывать социокуль-Генеалогия 221
турный фон, во многом обусловливающий формирование gender. В частнос-ти, представления о мужественности и женственности сильно различаются в различных культурах, что наклады-вает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного поведения и ха-рактер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой и протестантизмом жен-щины высокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь. В таких странах (скандинавские страны, например) тендерная идео-логия склоняется к равенству в отно-шениях между мужчинами и жен-щинами. Напротив, в традиционных культурах и особенно с мусульманской религией (Пакистан, Нигерия, Индия и др.) статус женщины далек от равноправия и поведение женщи-ны в обществе строго регламентиро-вано. В зависимости от характера об-щества тендерные различия будут иметь различную силу. Этнографы устанавливают усиление тендерного неравенства от охотнически-собира- тельских к аграрным культурам и существенное его снижение далее к индустриальной культуре и особен-но к информационному обществу. Кривая, отвечающая этому движе-нию, будет иметь вид перевернутой заглавной буквы U латинского ал-фавита. (См. также Бовуар, Фе-минизм.)
Е. И. Янчук
Еще по теме ТЕНДЕР:
- ТЕНДЕР
- ФЕМИНИЗМ
- Вместо заключения
- 5.3. Подводные камни тимбилдера
- 3.5. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ
- 42. ДОГОВОРЫ ПОДРЯДА И ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ
- 50. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И РЫНОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)
- От автора
- Анализ пяти сил конкуренции Майкла Портера
- 41.4. КУПЛЯ-ПРОДАЖА НЕДВИЖИМОСТИ
- 4.3 Бюджетные отношения и межбюджетные связи
- 14.МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
- 4.3. Оценка и переоценка основных средств
- Декларации, хартии, кодексыХартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью
- 6.1. Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ