<<
>>

ТЕОДИЦЕЯ

(франц. theodicee от греч. theos — бог и dike — справед-ливость) — 1) теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца, с одной стороны, и очевидности того факта, что "мир во зле лежит", — с другой, т.

е. проблема оправдания Бога в контексте презумпции несо-вершенства мира. Если политеизм мог возложить ответственность за мировое зло на игру космических сил (античная религия, например), то уже монолатрия, предполагающая возвышение одного из божеств над остальным пантеоном, практи-чески ставит проблему Т. (например, диалог Лукиана "Зевс уличаемый", датируемый 2 в.). Однако в собствен-ном смысле этого слова проблема Т. конституируется в контексте религий теистского типа, ибо поскольку в семантическом пространстве те-истского вероучения абсолютность Бога осмысливается в плоскости по-нимания Бога как Абсолюта (в строго последовательном монотеизме Бог не только един, но и единствен — как в смысле отсутствия дуальной оппозиции его света с темным богом, так и в смысле демиургичности, творения мира из ничего, что предпола-гает отсутствие материи как темной и несовершенной субстанции творе-ния), постольку Бог оказывается ре-ферентно последней инстанцией, не-сущей всю полноту ответственности за свое творение, что чрезвычайно остро артикулирует проблему Т.
в рамках теологии. В контексте хрис-тианства (при достаточно раннем ре-флексивном осознании означенной проблемы) Т. как концептуальный и доктринальный жанр оформляется в 17—18 вв.; термин закрепляется после трактата Лейбница "Опыт теодицеи о благости Бога, свободе человека и происхождении зла" (1710), где мир оценивался как "совершенное творение" Бога, допускающего существование зла ради своего рода эстетического разнообразия. В пра-вославной традиции проблема теодицеи тесно связана с антропо- и этно- дицеей (В.
С. Соловьев, Флоренский), что детерминировано введением в проблематику богословия задач обос-нования православия как "истинной веры" посредством обоснования его особого исторического призвания и мессианского предназначения. Су-ществует большое разнообразие версий Т. (интерпретация зла как посланного человеку испытания, трактовка зла как наказания челове-чества за грехи и др.), но — так или иначе — центральной темой Т. яв-ляется тема обоснования и защиты идеи предопределения (см. Прови-денциализм, Предопределение). Выступая одной из значимых проблем в культуре классического типа, в контексте постнеклассической куль- туры (даже на уровне богословия) проблема Т. теряет свою значимость, поскольку в контексте отказа от ме-тафизических по своему характеру и в силу этого жестко дедуктивных и ригористических "метанарраций" (см. "Закат метанарраций", Мета-физика, Постмодернизм) не может быть конституировано однозначных аксиологических матриц для ди-хотомического противопоставления добра и зла (см. Бинаризм, Этика). В силу этого проблема Т. утрачивает не только актуальность, но и основания своего проблемного статуса: по оценке Фуко, если ранний Ницше еще задавался вопросом, "следует ли приписывать Богу происхождение зла", то зрелого Ницше этот вопрос лишь "заставляет улыбнуться".

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТЕОДИЦЕЯ:

  1. Теодицея
  2. Добро и зло теодицея Августина
  3. ТЕОДИЦЕЯ (от греч. Theos — Бог и dike — справедливость
  4. ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos -Бог и dike -справедливость, право, букв. богооправдание
  5. НЕОТОМИЗМ
  6. 1. Философия патристики
  7. СОДЕРЖАНИЕ
  8. ХРИСТИАНСТВО(греч. christos - помазанник, мессия, спаситель
  9. ХРИСТИАНСТВО
  10. ЛЕГИЗМ
  11. СОДЕРЖАНИЕ
  12. НЕОТОМИЗМ
  13. Деистическое учение о предустановленной гармонии.