<<
>>

ТЕОСОФИЯ

(греч. theos — Бог и sophia — мудрость, знание) — 1) доктрина Богопознания (в отличие от теологии, опирающейся на идею откровения и догматы церкви), основанная на внеконфессиональ- ном эзотерическом опыте.

К Т. отно-сятся гностицизм, герметизм, розен- крейцеровское миропонимание и др. В средние века этот термин соотно-сится с мистическими учениями Бёме, Парацельса, Л. К. Сен-Мартена, графа Сен-Жермена и др. Шеллинг употреблял термин "Т." для обозна-чения синтеза мистического богопо-знания и рациональной философии. Близко к этому понятие "свободной Т." у В. Соловьева. Фундаментальное и всестороннее изложение Т. по- лучила в трудах Блаватской. Иссле-дуя исторические формы религии, Т. стремится объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов. Онтология Т. строится на учении о "Непознаваемом", неизреченном Абсолюте, Без-личном Принципе, благодаря которо-му все начало быть. Высшую триаду составляют Бесполый Непроявлен- ный Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мыслеоснова.
Нисхож-дение в мир божественных энергий совершается через сферу Проявленного Логоса, духовный, психичес-кий, астральный и материальный планы. Человек, по Т., есть отраже-ние проявленного Бога (микрокосм подобен Макрокосмосу), и его истин-ное реальное "Я" вечно и едино с "Я" вселенной (ср. Пуруша в индуизме, Адам-Кадмон в Каббале и др.). Эво-люция человека совершается путем многочисленных воплощений, в ко-торых он приобретает опыт, знания и самопожертвованной жизнью, слу-жением людям становится активным участником божественного преобра-зования и строительства на Земле и во Вселенной. Вся философская кон-цепция Т. строится на семеричном принципе: 7 планов бытия, 7 прин-ципов человека, 7 эволюциониру-ющих рас и др. Гносеологическая доктрина Т.
опирается на учения о карме, перевоплощении, законе жертвы и восхождении человека к своему истинному "Я", и заключенному в высшем Триединстве "Атма-Буд- хи-Манас". Человек, вступивший на путь самосовершенствования и по-стижения Божественной Мудрости, встречает, по Т., множество препят-ствий и опасностей: только чистое, огненное сердце способно устоять под натиском стихий и выдержать воздействия низших желаний, страстей, мыслей. В контексте Т. форму-лируется закон: когда испытуемый вступает на путь, то начинают про-являться некоторые оккультные следствия, и "первое из них есть вы-явление наружу всего, что находи-лось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств и скрытых желаний, хороших или дурных, или безраз-личных" (Блаватская). Особенностью исторического подхода Т. яв-ляется учение о семи человеческих Расах. Развитие и становление чело-вечества проходит в течение сотен миллионов лет от первой Расы — эфироподобных существ, через Расу "потомрожденных", к человеческим существам Лемурийского (Третья Раса) и Атлантического (Четвертая Раса) периодов. Настоящее челове-чество представляет собой пятую Расу, эволюционирующую к более высокой шестой, у которой будут проявляться божественные способ-ности яснослышания, ясновидения и т. п. Социально-историческая кон-цепция Т. строится на идее "Всемир-ного Братства Человечества", ко-торая является ведущей во всех мировых учениях(Сангха буддизма, Умма ислама, Община христианства и др.). Идеи Т. послужили пред-метом осмысления М. Ганди, Е. И. и Н. К. Рерихов, В. Кандинского и др.; 2) в узком смысле — эзотерическая доктрина, основы и фрагменты кото-рой изложены Блаватской в труде "Тайная Доктрина". (См. также Бла-ватская, Рерихов семья.)

В. В.Лобач

ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ (Тереза де Хесус, св. Тереза де Сепеда и Аума- да) (1515—1582) — испанская рели- гиозно-мистическая писательница, в значительной степени преодолевшая традиционалистскую схоласти-ческую терминологию. Монахиня ордена кармелиток (с 1537).

Осуществила реформу данного ордена, привед-шую к возникновению 17 женских и 2 мужских монастырей. Канонизирована в 1622. Причислена к Учителям Церкви (1970). Классик традиции мистики. Основные произведения: "Жизнеописание Терезы де Хесус" (автобиография, 1565), "Путь к со-вершенству" (1565—1579), "Книга оснований" (1573—1582), "Внутрен-ний дворец" (1577) и др. Согласно Т., Бог человека живет в его душе. Жизнь в молитве являет собой "оро-шение сада души" как своими усилиями (мысленной молитвой или ме-дитацией), так и с помощью Святого Духа (посредством созерцания). Ми-стическое слияние с Богом, по мнению Т., возможно на пути любви к Нему — любви непосредственной, напряженной (по Т., "услышанные молитвы кончаются слезами") и интимной. (Мистическое единство с Богом у Т. суть преображающее единство, в отличие от сущностного единства Бога и души, благодаря ко-торому последняя и существует.) Дабы соединиться с Богом, полагает Т., душа странствует внутри себя самой. Образом души у Т. выступает некий "Внутренний дворец" со многими жилищами, каждое из которых, в свою очередь, вмещает беконечное множество жилищ: наиболее укромное жилище (средоточие души) — обитель Бога. Прохождение душой первых трех жилищ — активная часть ее дороги — для неофита есть путь очищения и достижения добро-детели, путь подражания Иисусу Христу. Вступление в четвертое жилище, по Т., предполагает овладение Молитвой Сосредоточенности или пассивного припоминания (вместо механического проговаривания ее текста). Еще большее "затухание чувств и способностей"в четвертом жилище дарит человеку обладание Молитвой Покоя: душа обретает мир и смирение. "Сон Способностей", вы-ступающий, согласно Т., уделом пятого жилища, гасит чувства человека настолько, что тот не чувствует, как Бог проникает в его душу. (Чет-вертое и пятое жилища у Т. — "по-кои озарения"). Смысл проникновения в шестое жилище — Духовное обручение (переход от озарения — на путь единства). Именно здесь верую-щий, отведавший дар ниспосланной свыше любви, призван, по мнению Т., ответить на вопрос: продолжать ли раздумья о Священном Человече-стве. Вступление в Духовный Брак седьмого жилища сопряжено у Т. ви-дением Святой Троицы с обретением всей полноты единящей любви с уже привычно присутствующем в душе Богом. Творчество Т. оказало су-щественное воздействие на судьбы многих людей, стремившихся к ду-шевному самообновлению, а также способствовало позитивному рефор-мированию духовной практики ка-толицизма.

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТЕОСОФИЯ:

  1. ТЕОСОФИЯ (греч. «бог» и «мудрость»
  2. ТЕОСОФИЯ (греч. theos -Бог и sорhiа -мудрость, знание
  3. АНТРОПОСОФИЯ
  4. АНТРОПОСОФИЯ
  5. КОСМИЗМ
  6. СПИРИТУАЛИЗМ (лат. spiritualis - духовный, spiritus - душа, дух
  7. СПИРИТУАЛИЗМ
  8. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  9. ЭЗОТЕРИЗМ
  10. ИНДЕТЕРМИНИЗМ
  11. МИСТИКА (греч. mystikos — та-инственный