<<
>>

ТЕОСОФИЯ (греч. «бог» и «мудрость»

— божественная муд-рость, и в этом широком смысле — религиозная мудрость, мистическое богопознание, существовавшее уже в глубокой древности. Термин «теософия» относится ко второму веку н.

э., когда его стали употреблять нео-платоники Аммоний Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах. Теософскими называют мистические учения XVI—XVIII вв. Я. Беме, Парацель- са, Э. Сведенборга и др. Теософией называют (в частности Шеллинг) синтез мистического богопознания и рациональной философии. В более узком смысле теософия означает учение Е. П. Блаватской и ее после-дователей. Фундаментальные поло-жения теософии (о единстве сущего, космической эволюции, семеричной природе человека, различии духа и души, о посмертных состояниях и перевоплощении и др.) опираются на древние философско-религиоз-ные учения, главным образом веданту, буддизм, а также раннее христианство. Само учение предполагает два уровня: экзотерический (открытый для всех) и эзотерический (для посвященных). В 1875 г. по инициативе Блаватской и Г. Олькотта в Нью-Йорке было создано Теософи-ческое общество, деятельность которого распространилась на многие страны мира (в нашей стране также существует Российское теософское общество). Создатели его преследовали три цели: образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания; способствовать изучению арийских и других священных текстов мировых религий и научных на-правлений; исследовать сокровенную сторону природы и не- проявленные психические и духовные силы человека. В 1913 г. из Теософического общества выделилось антропософское, которое возглавил Р. Штейнер.

ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889—1975) — английский историк и социолог. Известность ему принес многотомный труд «Исследование истории», в котором Тойнби разработал концепцию локальных цивилизаций.

В соответствии с ней история человечества рассматривается как совокупность историй отдельных, локально существующих цивилизаций, каждая из которых проходит собственные стадии эволюции от возникновения через расцвет к упадку и умиранию. Локальная цивилизация обладает определенным культурно-творческим ядром, вокруг которого созидаются присущие данной цивилизации формы духовной жизни, социально-политической и экономической организации. Между некоторыми цивилизациями сушествуют своеобразные «отцов- ско-сыновьи» связи, т.е. некоторые цивилизации способны порождать своих преемников, которые могут географически располагаться в том же регионе или же их местоположение будет иным. Так, эллинская (древнегреческая) цивилизация породила, во-первых, православно-христианскую в России, во-вторых, — западную цивилизацию, в-третьих — современную право- славно-греческую. Утрата цивилизацией своего культурно-творческого ядра равносильна ее гибели, поэтому пока цивилизация живет, ее отношения с внешним миром строятся по принципу «вызов-и-ответ». Иначе говоря, жизнеспособная цивили-зация в состоянии мобилизовать внутренние ресурсы для нахождения адекватных ответов на вызовы, идущие со стороны окружающих ее обществ и угрожающие ее существованию. Тойнби особо подчеркивает значение для цивилизации тех специфических черт культуры, на которых она возникает и существует. Специфика культуры определяет лицо народа, создавшего цивилизацию: «тогда как экономическая и по-литическая карты мира... почти полностью «вестернизированы», культурная карта и поныне остается такой, какой она была до начала западной экономической и политической экспансии. Как наши историки умудрились, глядя, не видеть?» (Тойнби А. Постижение истории. М., 1991). Тойнби призывает отка-заться от вольного или невольного «западоцентризма», признать право обществ, непохожих на западное, на собственную самобытность, перестать относить все, что непривычно с западной точки зрения, к «отсталому», «нециви-лизованному», «варварскому». По Тойнби, незападные цивилизации не хуже и не лучше западной — они иные, и западному человеку необходимо научиться признавать этот факт (впрочем, как и представителям других современных цивилизаций).
Согласно Тойнби, о единстве мировой цивилизации можно говорить только в том смысле, что такое единство предполагает множественность разнообразных, непохо-жих друг на друга обществ, между которыми, однако, возможны и необходимы диалог и взаимопо-нимание. Единство отнюдь не тождественно уравниванию, подгонке всех под единый (западный или иной) стандарт. Разработанное Тойнби понятие цивилизации не только приобретает в последние годы все большее научно-историческое и социологическое значение, но и входит в духовный арсенал человечества.

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828—1910) — писатель и философ. Большую часть жизни провел в своем имении «Ясная Поляна», близ Тулы. В 1844 г. поступил в Казанский университет, однако в 1847 г. покинул его и обратился к хозяйственной деятельности. Затем приехал в Москву, а в 1851 г. уехал на Кавказ, где, поступив на военную службу, пробыл три года; в 1854—1855 гг. участвовал в обороне Севастополя. В 1856 г. уехал за границу. Вернувшись в Россию в свое имение, занимался реформаторской деятельностью в сельском хозяйстве. С 1859 г. обратился к педагогической работе. Организовал в «Ясной Поляне» собственную школу, был в ней учителем, издавал педагогический журнал «Ясная Поляна». Еще до армии Толстой пробовал свои силы на поприще литературы. Но в большую литературу он вошел в середине 50-х гг. после опубликования трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольских рассказов». В по-следующий почти 20-летний период жизни Толстой всецело был занят литературным трудом, создав в это время наиболее крупные свои произведения, принесшие ему мировую известность, — «Война и мир», «Анна Каренина». В конце 70-х гг. усиливаются социальные и религиозные искания Толстого («Исповедь», 1882). В 80-х гг. Толстой создает религиозно-этические трактаты — «Критика догматического бо-гослова», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас» и др. Тол-стой является создателем религиоз- но-этического учения о мире, человеке, смысле жизни и общественном переустройстве. Это учение получило название толстовства.

Интерес к философским вопросам присущ Толстому на всем протяжении его творчества. В его произведениях поставлены вопросы философии истории, отношения «частной» и «общей» жизни людей, личной сЬободы и др. Литературное творчество было для него лабораторией исследования волновавших его философ- ско-этических вопросов, средством пропаганды своих идей. Идеи Толстого можно охарактеризовать как систему «панморализ-ма». В центр философии и социологии выдвигается проблема нравственности. Ответ на главный вопрос знания — о смысле жизни — по Толстому, может быть получен только из разума и совести. Религия Толстого сводится к этике любви и непротив-ления, поиску добра. Л.Н.Толстой разрывает с церковным ис-толкованием учения Христа. С огромной силой нравственного осуждения подверг критике госу-дарственные учреждения, суд, церковь, аппарат власти и официальную культуру России. Все культурные ценности он ставил в зависимость от степени их доступности простому народу. Но-сителем истинной веры и чистой нравственности он считал народ; в народной жизни видел залог будущего России.

* * *

Толстой не принимал консерватизма славянофилов и р ад и кали зма западников. Из западноевропейских мыслителей наибольшее влияние на него оказал Ж.-Ж. Руссо, его критика культуры, разлагающей человеческую натуру, его учение о воз-вращении к естественному состоя-нию, к природе как условию нравственного здоровья. Толстой восхи-щался А. Шопенгауэром, он высоко отзывался об И. Канте, но понимал их с позиций своей этики.

Оставался ли Толстой человеком религиозным? Он думал — да, но его вера стала неордотоксальной, рациональной. Он отвергал Христа, воскресшего из мертвых, его чудеса и страшный суд, отвергал церковь, вторгающуюся в мирские дела, по-давляющую свободу совести. Но он принял этику христианства. Он убежденно верил в существование абсолютного добра, в «невидимое сознание», «всемирное сознание» — источник безусловных и вечных, всечеловеческих нравственных ос-нований жизни.

Толстой считал, что это сверхличное сознание определяет судьбу не только личную, но и народную. Его философия истории, представленная еще в «Войне и мире», исходит из идеи предопределения, неотвратимости наказания за зло и неизбежности торжества праведного народного дела. Мнение не правит миром, даже если это мнение просвещенного лица. Толстой был выше просветительских иллюзий. Он понимал, что народ творит историю, творит, руководствуясь нравственным чувством, безотчетным желанием справедливости.

Как жить, зачем жить, если мир жесток, если саму жизнь неумолимо обрывает смерть? В христианское бессмертие Толстой не верил. А смысл находил в той жизни, которая связана не с выживанием, не с физическим существо-ванием, а с «разумным сознанием» своего «Я». Это «Я» — исче- зающе малая величина, растворяющаяся в бесконечном потоке времени и беспредельном про-странстве. И все же это «Я» — величина, если человек оставляет след в жизни потомков, если сам он живет для других. Так жить нельзя — без веры во всеспаси- тельную силу сострадания, любви к ближнему. А верить не мистически, но разумно — значит творить добро. Не государство, не его принудительная сила и законы, не церковь с ее предписаниями и запретами, а наша добрая воля, наше нравственное чувство и его разумное понимание — вот основа осмысленного существо-вания. Отвергая всякое насилие, принуждение, Толстой договаривается до отрицания образования, науки, искусства, всякой культуры, которая не является общедоступной и не служит нравствен-ному воспитанию народа («Что такое искусство»). Доброта от Бога, но не христианского, а того, который заключен в нашей душе и зовется духовной

природой человека. Человек суще-ство нравственное, — утверждает Толстой, — и потому жить он призван не по принудительному закону, а по совести. А так жить — значит любить. Это императив Толстого. Но любить трудно. Человек всегда на краю бездны, бездны самолюбия. Любовь до самозабвения — путь к спасению падших, к воскрешению нравственного начала. Обо всем этом «Воскресение» (1899) — последний роман Толстого, «Путь жизни» — его последние размышления.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ТЕОСОФИЯ (греч. «бог» и «мудрость»:

  1. ТЕОСОФИЯ (греч. theos -Бог и sорhiа -мудрость, знание
  2. ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости
  3. СОФИЯ (греч. — мастерство, знание, мудрость
  4. ТЕИЗМ (греч. theos - бог
  5. ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos - Бог)
  6. СОФИЯ (греч. sophia - мастерство, знание, мудрость
  7. ПАНТЕИЗМ (от греч. pan — все и Teos — Бог
  8. ТЕОДИЦЕЯ (от греч. Theos — Бог и dike — справедливость
  9. ТЕУРГИЯ (греч. theos - бог, ergon - работа; букв. - боготворчество
  10. ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - Бог, logos - слово; русская калька - богословие
  11. ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos -Бог и dike -справедливость, право, букв. богооправдание
  12. ТЕОСОФИЯ
  13. НАРКОAHAЛИЗ (греч. narke - оцепенение и греч. analysis - разложение, расчленение
  14. ПСИХОСОМАТИКА (греч. psyche - душа, дух и греч. soma - тело