<<
>>

ТЕУРГИЯ

(греч. theos — бог, ergon — работа; букв. — боготворче- ство) — термин теологии, фикси-рующий феномен перманентного присутствия Бога в мире, эволюция которого трактуется в данном контексте как теургический процесс.

Основывается на презумпции воз-можности чуда как "препобеждаю- щего" естественные законы по воле Божьей, семантически уходя корнями к традиционным магическим представлениям и архаическим мис- териальным культам. В зрелой своей форме Т. конституируется в контексте теизма, в системе отсчета которого трансцендентный статус Бога по отношению к миру, с одной стороны, задает интенцию на рассмотрение последнего в качестве "разволшеб- ствленного" (М. Вебер), с другой же — делает его потенциальной аре-ной чудотворного Божественного вмешательства (ср. с феноменом деизма, локализующим Т. исключи-тельно в рамках креационного акта). В отличие от характерной для язычества идеи теофании, т. е. непо-средственной явленности богов (на-пример, вмешательство практически всего Олимпа в Троянскую войну в "Илиаде", явление Афины Уллису в "Одиссее", эротическое снисхождение Афродиты к смертным в "Гоме-ровских гимнах" и т.
п.), — в теизме Бог презентирует себя в мире посред-ством Т. Единственный прецедент теофании в иудаизме и христианстве — первое явление Бога Моше/ Моисею (Танах/Ветхий Завет), сменяемое затем эксплицитно подчерк-нутой трансцендентностью. И в хри-стианстве, и в иудаизме, и в исламе именно феномен чуда (Божественного чудотворства) оценивается как эксплицирование и свидетельство всемогущества и истины Божьей. В своей социальной аппликации па-радигма Т. фундирует собой феномен провиденциализма. В эволюции любой исторической формы теизма могут быть выделены специфические зоны акцентировки Т., реализу-ющие себя: 1) в сугубо хронологической сфере (например, напряженное ожидание чуда, характеризующее западноевропейский менталитет в период, непосредственно предшест-вующий I Крестовому походу, и про-являющееся как в массовом, так и в теоретическом сознании этого периода: Цезарий Гейстербахский и т.
п.); 2) в сфере конфессиональной вариа-тивности (например, подчеркнутое внимание к Т. православия в рамках христианства как такового); 3) в со- держательно-аксиологической сфере (откровение как аксиологически выделенный теургический акт в те- истской системе отсчета, центриру-ющий вокруг себя феномен мистики — как в плане апофатической теологии, так и в плане мистической практики). В рамках протестантизма феномен Т. обретает свою спе-цифическую интерпретацию: если католицизм противопоставляет "естество и чудо", то протестантизм, напротив, постулирует веру как ус-мотрение чуда в естестве (ранний протестантизм в классической люте- ровской версии); в зрелом протестантизме доминирует тенденция вытес-нения теургических представлений (от трактовки Шлейермахером понятия "чуда" как синонима "случайности" до предложенной Р. Бультма- ном программы "демифологизации" и "демираклизации" или "расчуде- сивания"Библии в диалектической теологии).

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТЕУРГИЯ:

  1. ТЕУРГИЯ (греч. theos - бог, ergon - работа; букв. - боготворчество
  2. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
  3. НЕОПЛАТОНИЗМ
  4. НЕОПЛАТОНИЗМ
  5. СПИРИТУАЛИЗМ (лат. spiritualis - духовный, spiritus - душа, дух
  6. ПОРФИРИЙ
  7. СПИРИТУАЛИЗМ
  8. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА АНТИЧНОГО НЕОПЛАТОНИЗМА В IV И V ВВ. Н. Э. СИРИЙСКАЯ ШКОЛА
  9. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ
  10. ЯЗЫЧЕСТВО
  11. ПРОИЗВОДСТВО
  12. ПРОИЗВОДСТВО
  13. ХРИСТИАНСТВО(греч. christos - помазанник, мессия, спаситель
  14. ДЕИЗМ