<<
>>

ТИМЕЙ

Диалог состоялся через два дня после того, как Сократ и его собеседники сочинили, построили в воображении, идеальное государство (см. «Мыслители Греции: От мифа к логике»). На другой день Сократ, уже в другой компании, по-видимому, кратко повторил вчерашние соображения.

И вот эта компания, кроме одного заболевшего (предполагают, что это — сам Платон), собралась вновь. О ее составе надобно сказать, отметив, что все это люди знатные и сведущие в государственных делах. Тимей — философ пифагорейской школы, общественный деятель. Гермократ — полководец из Сицилии, правитель Сиракуз в годы Пелопонесской войны. Критий — почтенный афинский гражданин, хозяин дома, где происходит разговор.

Вначале следует краткое резюме беседы, состоявшейся накануне. И здесь Сократ вдруг высказывает неудовлетворение тем образом государства, который у них сложился. Это — статический образ. Рассматривая благородных, красивых зверей на картине или живых, но неподвижных, хочется увидеть, каковы они в движении, в борьбе.

Те же чувства испытывает Сократ относительно изображенного ими государства. Хорошо бы послушать рассказ о том, как живет такое государство, как оно воюет. Сам он не справится с этой задачей. А вот Критию, Гермократу и Тимею она под силу. Они понимают толк в государственных делах. Им и слово.

Собеседники Сократа в общем не отказываются от этого предложения. Но тут обнаруживается нечто странное. Критий сообщает о повествовании, передаваемом от поколения к поколению, в котором речь идет о древнем государстве. Его уст-ройство очень похоже на то, которое Сократ вместе с собеседниками мысленно сконструировал. Получается что-то вроде предсказания наоборот. Как утописты Нового времени ожидали светлое будущее, так Сократ как бы вспомнил о светлом прошлом.

И вот все соглашаются послушать, как говорит Сократ, не вымышленный миф, а правдивое повествование о государстве.

Но Критий предлагает, чтобы прежде выступил Тимей и рассказал историю мира от возникновения космоса до появления человека. А затем уж он сам подхватит эстафету и будет говорить об истории социальной. Сократ соглашается и на такой вариант, Тимей начинает. С этого места весь последующий текст (восемьдесят процентов всего сочинения) представляет собой

1038 рассказ Тимея. Исследователи считают, что стареющий Платон в «Тимее» отходит от живой драматургии к монологическому рассуждению.

О чем же этот монолог? Мы имеем здесь языческий вариант сотворения мира, порой весьма схожий с библейским. Бог сотворил и устроил эту Вселенную. Он пожелал, чтобы все было в ней хорошо. Но творческая фантазия Платона не поднялась до сотворения мира из ничего. Бог только привел мир из беспорядка в порядок. Он создал космос как живое существо, наделенное душой и умом. Эта общая схема дана в самом начале речи Тимея. А дальше идут такие подробности устройства мира и человеческого организма, что на их разбор ушло бы много десятков страниц. Организмическая модель практически ничего не дает для понимания Вселенной как она представляется в совре-менной науке. И все-таки, благодаря художественному мастерству автора, грандиозная картина мира воспринимается с любопытством.

<< | >>
Источник: Аристотель, В. Шкоды. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. 1999

Еще по теме ТИМЕЙ:

  1. ТИМЕЙ
  2. космология
  3. ИММАНЕНТНЫЙ
  4. СОДЕРЖАНИЕ
  5. КРИТИЙ
  6. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА АНТИЧНОГО НЕОПЛАТОНИЗМА В IV И V ВВ. Н. Э. СИРИЙСКАЯ ШКОЛА
  7. ИДЕАЛИЗМ
  8. ИДЕАЛИЗМ
  9. Платону
  10. Влияние пифагорейцев
  11. Платон II: теория познания, диалектика
  12. Августин — крупнеишии философ
  13. ПЛАТОН