ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ
— понятие, используемое философией постмодернизма для характеристики философии классического типа, фундированной презумпцией наличия универсальной закономерности мироздания (см.
Логос, Логоцент-ризм, Онто-тео-телео-фалло-фоно-ло- гоцентризм). По оценке постмодер-низма, проблемно-концептуальные поиски философского мышления подобного типа центрируются вокруг двух фундаментальных "тем": в проблемном поле онтологии это "тема универсальной медиации", в сфере гносеологии — "тема изначального опыта" (Фуко). Первая из них аксио-матически постулирует в качестве наличного "смысл, изначально со-держащийся в сущностях вещей", что инспирирует такое построение философской онтологии, "когда по-всюду обнаруживается движение логоса, возводящего единичные особенности до понятия и позволяюще-го непосредственному опыту сознания развернуть, в конечном счете, всю рациональность мира" (Фуко). Так, применительно к носителям научной рациональности классическо-го типа неоднократно отмечалась (и не только постмодернизмом) свой-ственная им "непоколебимая вера в то, что любое подробно изученное явление может быть совершенно оп-ределенным образом — путем специ-ализации общих принципов — соотнесено с предшествующими ему явлениями. ...Именно такое ин-стинктивное убеждение... является движущей силой научного исследования, убеждение в том, что существует некая тайна и что эта тайна может быть раскрыта" (Уайтхед). Уайтхед усматривает глубокие соци-окультурные корни данного феномена, полагая, что "указанное направление европейской мысли... берет свое начало из существовавшей в средние века непререкаемой веры в рациональность Бога, сочетающего личную энергию Иеговы с раци-ональностью греческого философа. Ни одна деталь не ускользнула от его бдительного ока, каждой мелочи он нашел место в общем порядке". На этой основе в классической культуре формируется образ мира как книги и соответственная интерпре-тация когнитивных процессов: по выражению Фуко, "если и наличествует дискурс, то чем еще он может быть, как не скромным чтением?"Тождество и Различие 1077
(см. Понимание, Герменевтика). В про-тивоположность классической традиции, постмодернизм аранжирует обе названные "темы" философского мышления в радикально альтерна-тивном ключе: презумпция имманентной пронизанности мироздания универсальным логосом сменяется презумпцией его фундаментальной хаотичности (см. Постмодернистская чувствительность), а трактовка познавательного процесса как про-цедуры декодирования ("чтения") имманентных бытию смыслов уступает место отказу от классической идеи референции и трактовке смысла как конституирующегося в семиоти-ческом процессе и принципиально неатрибутивного объекту или тексту (см. "Пустой знак", Означивание, Трансцендентальное означаемое). (См. также Различия философия.)
М. А. Можейко
Еще по теме ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ:
- 4. Философия тождества Ф. Шеллинга
- 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
- ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ
- 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия.Закон единства и борьбы противоположностей.
- ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
- 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
- 15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
- Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема«эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
- 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
- Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИИ (МЕТАФИЛОСОФИЯ
- 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
- 5. Характеристика философии эпохи возрождения.Социально-исторические и научные предпосылки ее становления.Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
- РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИЯ
- ФИЛОСОФИЯ НАУКИ