<<
>>

ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ



один из основных психоаналитических методов познания бессознательных психических процессов и врачева- ния. Т. С. была посвящена одноименная ("Die Traumdeutung", Вена, 1900) работа Фрейда (полагаемая в психоаналитических кругах "биб-лией психоанализа").
Основное внимание Фрейд уделил источникам С., среди которых выделяются: внешнее чувственное раздражение, внутреннее (субъективное) чувственное раздражение, внутреннее (органиче-ское) физическое раздражение и психические источники раздражений. Кроме того, Фрейд осуществляет группировку различных теорий С., выделяя: теории, признающие, что в С. полностью продолжается вся психи-ческая деятельность бодрствующего состояния; теории, признающие понижение психической деятельности в С. (т. е. ослабление ассоциаций и оскудение перерабатываемого мате-риала); и теории, приписывающие "грезящей душе" способность и склонность к особой психической деятельности, на которую она в бодрствую-щем состоянии либо неспособна, либо способна в очень незначительной степени. Наиболее общую функцию С. Фрейд определяет как снятие полученных раздражений. Фрейд описы-вает два общеизвестных метода Т. С. (символический и расшифровывания) и предлагает психоаналитический метод их интерпретации, на основа-нии того, что С. могут и должны быть включены в "психологическую цепь" существования индивидуума. Фрейд выводит положение о том, что С. является инструментом специфического осуществления нереализованных и вытесненных желаний. Фрейд ана-лизирует различного рода искаже-ния, которые происходят в снах и С. относительно реальных жизненных ситуаций, поскольку правила и за-коны, действующие в обыденной жизни, в них не действуют либо вообще, либо действуют в незначительной малой степени. Фрейд систематизирует материал, используемый в С., и де-лит его на следующие группы: впе-чатления предыдущего дня, детские воспоминания, соматические источники и типические С. Особый инте-рес представляет последняя группа, где Фрейд предлагает собственную трактовку символов, часто появляю-щихся в С. Фрейдом описываются виды деятельности С. и выделяются: процесс сгущения, процесс сдвига, средства изображения, отношение к изобразительности, влияние на счет и речь, интеллектуальную деятель-ность, аффекты и вторичную обработку. Фрейд рассматривает проблему психологии деятельности С., анали-зируя вопросы забывания С., регрессии, осуществления желаний, пробуждения благодаря С., отодвигания и реальности. В общем анализ снов и Т. С. осуществляются Фрейдом в целях диагностики и психотерапии.
Д. П. Брылев
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828— 1910) — русский писатель и мыслитель. Автор произведений — идейных манифестов "Исповедь" (1880—1882) и "В чем моя вера?" (1883), а также художественных сочинений "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскре-сение" и многих др. Избрав основным предметом творчества "диалектику человеческой души", Т. обосновал возможность мучительного обретения человеком полной гармонии со своей подлинной сущностью, достижения им высочайшего градуса нравственного самосовершенствования посредством приобщения к есте-ственной, общинной, трудовой жизни народа, посредством органичного слияния с природой, ее музыкой и ритмами. Будучи во многом син-хронными и созвучными с теорети-ческими разработками коммунисти-ческого толка Маркса, искания Т. оказались полярно противопоставленными им. Убежденность Т. в не-избывном зле, приносимом людям современной цивилизацией; пагубности любых форм общественного насилия (как государственного, так и радикально-освободительного); ли-цемерии современной культуры и ортодоксальной церкви, умножающих личные несчастья, духовное порабощение и взаимную отчужденность людей, — привела его к идеалам коммунизма раннего христианства. Установление царства Божьего на Земле, полное отречение от себя и своих близких ради служения Богу и ближнему — составили индивиду-альный жизненный пафос личной судьбы Т. В итоговом труде "Путь жизни" Т. сформулировал основания учения о ненасилии: 1) существует заблуждение, что одни люди могут насилием устраивать жизнь себе подобных; 2) борьба со злом по-средством насилия недопустима, поскольку люди по-разному определяют зло; 3) насилие не является действи-тельным средством решения проблем;
государство основано на насилии;
насилие и "суеверие насилия" ве-дет к губительным последствиям;
"только непротивление злу наси-лием приводит человечество к замене закона насилия законом любви". Творчество Т. оказалось не только созвучным, но и во многом предвос-хитило наиболее типичные тенденции европейской философской рефлексии и мировой ментальности 20 в. Иррационализм действий значительных масс людей, сопряженный с абсурдом индивидуальных умонаст-роений так называемых лидеров; трагизм противостояния мятущейся человеческой индивидуальности "об-щепринятым" (а следовательно, лично никому не пригодным) нормам морали; пафос прощения ближнего и лишь таким образом обретения индивиду-ального личного спасения — оказались гениальными "опережающими отражениями" идей экзистенциа-лизма, гандизма, неофрейдизма и др.
А. А. Грицанов
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ:

  1. СНОВИДЕНИЯ
  2. СНОВИДЕНИЯ
  3. 17. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА
  4. § 7. Толкование конституции
  5. 3.3. Таможенные нормы, особенности их толкования и применения
  6. 14. Схоластическое толкование политики и права
  7. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. interpretatio - толкование, разъяснение
  8. ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ СТАТЬИ 136 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  9. ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 137 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  10. ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 107 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  11. 15. ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ.РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА 1 КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
  12. ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 105 И СТАТЬИ 106 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  13. АССОЦИАЦИЯ
  14. СГУЩЕНИЕ
  15. СГУЩЕНИЕ
  16. АМПЛИФИКАЦИЯ (прояснение
  17. ПРЕД СОЗНАТЕЛЬНОЕ
  18. СОН
  19. УПАНИШАДЫ (санскр. upa-ni-sad - сидеть около