<<
>>

ТОМИЗМ

— основное направление в схоластике, учение школы Т., ко-торое с 13 в. по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины

Томизм 1081

Фомы Аквината, с учетом темпо-ральных изменений социо-культур- ного и научного плана.

Сразу после смерти Фомы началась обработка его трудов и согласование имеющихся противоречий (особенно между "Summa Theologiae" и комментариями к "Сентенциям" Петра Ломбардского). Осмысление наследия "ангельского доктора" первоначально происходи-ло преимущественно в рамках авгус- тинизма и явилось причиной многих теологических споров и критики то-мистского рационализма со стороны ориентированного на катафатичес- кое богословие августинианства. С 1278 Т. становится официальным учением доминиканского ордена (в отличие от опиравшегося на августи- низм раннефранцисканского ордена). Первое цитирование трудов Фомы относится к 1280 (первая книга "Сен-тенций" Р. Кнепвелла), приблизительно в то же время Якоб Витербский и Иоаганн Эрфуртский занимаются разбором и доказательством некоторых фрагментов из трудов Аквината, а в 1314 на одном из судебных процессов слова Фомы приводятся в качестве авторитета.
Сам Фома был канонизирован в 1323. Однако труды теолога не только комменти-руются, но также исправляются. Наиболее известная редакция принадлежит В. де ля Марсу. Свод ранних тезисов Фомы представлен в различных доминиканских редакциях ("Сог- rectorium corruptorii"). В борьбе со взглядами Иоанна Дунса Скотта на "Сумму" ссылаются даже противники томистского метода, например Генрих Гентский и Готфрид Фонтей- ский. Особенное развитие Т. получил в трудах Гервея Ноталиса, Томаса Саттена, Бернарда Клермонтского, Иоанна Парижского и др. За счет свободной интерпретации трудов ран-них монистов Т. достигает апогея в творчестве И. Тинктора (автор пер-вого комментария к "Сумме теологии") и И.
Капреола, — в реальном культурном функционировании "Prin- ceps thomistarum" последнего практически заменяют собой произведения Аквината. Но, начиная с Каитана (с его именем связано рождение школы Т. как таковой, он же судья Лю-тера), происходит возврат к Фоме. Ф. де Виктория использует "Сумму теологии" вместо "Сентенций" в качестве учебного пособия по богословию, для чего пишет свой комментарий. После Тридентского собора (1545—1563), который явился нача-лом второго периода развития Т., Д. Бонез систематизирует все произ-ведения, имеющие отношение к творчеству Фомы. Благодаря Бонезу ста-новится возможным введение курса "Суммы теологии" в 1596 в Левен- ском университете. Этот предмет с 1617 начинает изучаться на протяжении 7 лет. Т. получает широкое распространение благодаря образо-вательной деятельности миссионер- ских орденов, особенно иезуитов, ис-пользовавших метод Фомы в борьбе с протестантизмом и исламом на спорных между конфессиями территориях. Значительным событием в истории Т. был I Ватиканский собор 1870, где была принята "Догматиче-ская Конституция католической веры". Третий период Т. (см. Неотомизм) начался с 1879 и длится по наши дни. В рамках католической церкви Т. рассматривается не как самостоя-тельное учение, но только метод ра-циональной интерпретации учения Церкви, в своих корнях восходящий к Августину, Петру Ломбардскому, Альберту Великому. Доктрина Т. выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума. Таким образом, Т. призван преодолевать нигилизм тер- туллианства и августинизма по отно-шению к интеллектуализму. Поскольку бытие иерархично, то и познание имеет степени — разум и веру, дис-танция между которыми была окон-чательно снята в Т. посредством неразличения их объектов (они оба говорят о Боге, мире, человеке), ат-рибутирования им разного уровня адекватности, полноты и "спаситель-ности для души". Т. исходит из того, что благодать просвещает всего чело-века, следовательно, облагодетельствованному изменению подвергается и его разум, а не только нравственное чувство, благодаря чему и воз-можна христианская философия, представляющая собой синтез мета-физических идей античности, пере-осмысленных в свете веры, которая не элиминирует, но "ведет" разум.
Наряду с этой базовой презумпцией, Т. основан на следующих философ- ско-теоретических предпосылках: 1) различение сущего и сущности, что приводит к позиции умеренного реализма, где универсальный характер понятий происходил из абстракт-ной способности интеллекта (т. е. универсалии, не существующие в ре-альности, имеют реальное основание); различение логически сущего и реально сущего; противопоставление сущности и существования (бы- тийствования), совпадающих только в Боге, благодаря чему возможно различение вещей; поскольку ничто в своей сущности не совпадает со своей бытийственностью, то все в мире только стремится к тому, чтобы быть; мир, существование которого не тождественно сущности ввиду того, что ни одна его часть не обладает этим качеством, не существует сам по себе, но зависит от Бога, обладающего бытием "от века"; Сущий — имя Божие, т. е. только Он подлинно существует, а мир только участвует в Его бытийствовании, следователь-но, в акте бытия мира происходит разворачивание Его сущности, пред-ставляющей собой бытийную потенцию мира; 2) "все сущее одно", едино, что в разных степенях обнаружи-вается на разных уровнях бытия; все следующее истинно, но не потому, что все сущее может быть познано,- а потому, что все суть результат мышления Бога (т. е. в отличие от учения Аристотеля, в Т. истина является предметом метафизики, где истину онтологическую, божественную, следует отличать от логической, челове-ческой), степень истинности сущего зависит от уровня обладаемого бытия; "все сущее благо" (ибо создано благим Богом) и стремится к совер-шенству, Богу, поскольку зависит от Его бытия; 3) трансцендентирование Бога и человека в апофатическом смысле, где все сотворенное сообразно Богу и существует настолько, насколько уподоблено Богу, благодаря чему мир приобретает свое единство; 4) человек имеет рациональную природу, поэтому понимать — значит быть человеком. Если бы разум знал только Бога, то он не желал бы ничего другого, но, в границах земного опыта человек сталкивается с добром и злом в вещах и действованиях (что ниже Бога), что постулирует право свободного выбора, в котором разум есть причина свободы, пред-полагающей возможность греха. Т. сыграл решающую роль в истории философско-теологической мысли и христианской культуры в целом. Все последующие течения в рамках христианской теологии либо прямо продолжают развитие томистских идей, добавляя к ним новые, либо косвенно зависят от них, полемизируя и оспаривая их (см. также Фома Аквинский, Схоластика, Неотомизм).

о. Сергий Ленин, А. В. Васин

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТОМИЗМ:

  1. ТОМИЗМ
  2. ТОМИЗМ
  3. НЕОТОМИЗМ
  4. ЖИЗНЬ
  5. СХОЛАСТИКА (от лат. scholastica, schole — ученая беседа, школа
  6. НЕОТОМИЗМ
  7. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
  8. МАРБУРГСКАЯ школа неокан-тианства
  9. 4 . Философско-теологическое направление
  10. ЖИЗНЬ
  11. СКОТИЗМ
  12. НЕОТОМИЗМ — философское направление
  13. Схоластика на распутье
  14. КАТОЛИЧЕСТВО
  15. КАТОЛИЧЕСТВО
  16. РЕАЛИЗМ (лат. realis - действительный, вещественный
  17. РЕАЛИЗМ
  18. ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЛАТОНИЗМ
  19. 6. Философия в конце XX века
  20. СХОЛАСТИКА (греч. schola - ученая беседа, школа и лат. scholaslica - ученый