<<
>>

ТОПИКА

(греч. topos — место) — I) у Аристотеля — метод анализа ве-роятностных суждений и диалекти-ческих проблем, одна из составных частей логики. Т. — одна из составных частей "Органона", в которой Аристотель предложил собственный вариант технического оформления диалектики (в античном смысле). Т. здесь — это особый метод и искусство содержательно-логического анализа утверждений, имеющих статус диалектических проблем. Диалекти-ческими признавались суждения, которые, в отличие от достоверного знания (episteme), не имели онтоло-гически истинных начал, а основывались на посылках вероятностного характера.

Правдоподобие этих по-сылок утверждалось лишь автори-тетом источника — это могло быть мнение большинства, мнение муд-рейших или мнение отдельных философов. В диалогически ориентиро-ванной культуре греческого полиса эти утверждения постоянно сталкивались друг с другом, обнаруживая противоречивость посылок. Эта ситуация была во многом порождаю-щей для греческой формы философской мысли. Она рефлектировалась в различных философских школах, и один из результатов этой рефлек-сии — жесткое разделение episteme и doxa, а также различные варианты артификации коммуникативных практик в этих сферах: с одной стороны, метод демонстративного доказатель-ства у геометров, с другой стороны, техника софистов. Диалектика занимала здесь промежуточное положе-ние. С одной стороны, в традиции Сократа она полагалась методом по-иска истины, с другой стороны, она зачастую обнаруживала противоре-чивость, неоднородность или попросту отсутствие онтологических оснований суждений, и в этом смыкалась с областью doxa. Это обстоятельст-во заставило Аристотеля выделить диалектические проблемы в само-стоятельный предмет исследования. Аристотель выделял три области применения метода Т.: 1) искусство спора: Т. выступает в технической функции как способ приведения аргументации и извлечения доводов (как правило, отрицательного ха-рактера); 2) устные беседы: Т. дает основания для имманентного крити-ческого рассмотрения позиции дру-гой стороны, т. е. рассмотрения, исходящего из собственных оснований собеседника, а не чуждых ему взглядов; 3) философия: Т. выступает как метод критического исследования общих метафизических постулатов ("тезисов"), претендующих на статус первоначал. Силлогистика, разрабо-танная Аристотелем в "Аналити-ках", была приложима к "доказыва-ющим" или дедуктивным наукам. Применить этот метод к диалектиче-ским проблемам (а по сути к диало-гическому мышлению) оказывалось невозможным из-за отсутствия единых оснований. По отношению к диалектике оказалось невозможным задать единую систему аксиом. По-этому ход, предложенный Аристоте-лем в "Топике", состоял в том, чтобы вместо аксиом или исходных определений задать или описать систему топов — общих местоположений, ор-ганизующих построение доводов, в зависимости от типа содержания, выраженного в диалектическом суждении. С точки зрения схемы самого силлогизма, диалектический или ве-роятностный силлогизм устроен так же, как и аподиктический или до-казательный. Различие выступает в том, что диалектическое положение, взятое в оппозиции с себе противопо-ложным, требует содержательно-ло-гического исследования. Аристотель нашел три основных органона или инструментальных средства для построения диалектических силлогизмов:

принятие в качестве вероятност-ных посылок известных и наиболее общих диалектических положений,

исследование многозначности терминов, 3) исследование различий, 4) исследование сходств.

Аристотель пришел к выводу, что для каждого типа содержания (более точно — рода сказуемого) придется строить свой набор топов или способов построения доводов, а общего метода здесь быть не может. Однако он рассчитывал дать достаточно полное описание топов для наиболее общих типов содержания, используя свое учение о категориях и предикабили- ях. Вокруг выдвигаемой проблемы Т. выстраивала набор местоположе-ний или способов, фокусов рассмотрения под углом ее категориально- предикабильной структуры. Метод аристотелевской Т. близок к гер-меневтике или содержательно-логи-ческому анализу, опирающемуся на истолкование смысла говоримого. Центральная проблема "Топики" — проблема сходства и различия: "...больше всего занимает нас вопрос, есть, ли нечто одно и то же или разное, говорится нечто в одном и том же смысле или в разном". Задача Т. в данном контексте разделить способы интерпретации, аргументации и анализа, несовместимые в одной дедуктивной цепочке рассуждения. Исполь-зование Т. существенно изменяло организацию коммуникации: вы-сказывание тезисов, доводов и положений предполагало теперь фикса-цию определенного топа, в котором они строились. Неконтролируемые переходы из топа в топ запрещались. Однако Т. Аристотеля, как и вся его логика, предполагала параллелизм между строением мыслительного содержания и строением речевой фор-мы. Поэтому возможный набор топов строился Аристотелем, исходя из зафиксированных им предикабиль- ных и категориальных характеристик сказуемого. Т. достаточно активно использовали схоласты при проведении диспутов. При этом набор воз-можных топов был ими значительно расширен. В Новое время Т. потеряла свое значение и в дальнейшем интерес к ней угас. II) В СМД-методоло- гии — набор технических принципов и знаковых средств для анализа и организации пространственно-интен- циональных отношений в мышлении, особая мыслительная техника. В употреблении Т. в СМД-методологии выделяются несколько этапов орга-низации интеллектуальных процессов (мышления, понимания, рефлексии): 1) обнаружение/полагание Т. — это (изначально) процесс в реальности мыслекоммуникации, в которой не-что обнаруживает себя, становясь су-щественным, принципиально важным, местом-средоточием проблемной ситуации, но именно общим мес-том — топом. Топ здесь — это самая общая фиксация проблемной точки ситуации, это то, что в дальнейшем предстоит понять и отрефлектиро- вать, связать с другими топами в об-щем, целостном представлении. Т. здесь пока еще неотделима от смысловых структур, в которых организовано понимание ситуации, и является их функциональной компонентой. Вместе с тем, полагает Т., методолог стремится задать минимальную структуру различительности, необходимую для схватывания ситуации. Для этого он противопоставляет различные компоненты мыслекоммуникатив- ной ситуации друг другу как различ-ные ее топы. С этой точки зрения, Т.

представляет для методолога особое средство проблематизации, исполь-зуя которое, он может фиксировать противоречия в наличной ситуации. Технически этап полагания завершается номинацией топов и фиксацией их в топической схеме, изобра-жающей Т. как неупорядоченный набор пустых мест. 2) Первичная организация Т. начинается с восста-новления рефлексивного контроля над процессами, протекающими на этапе полагания. Это предполагает осуществление двух мыслительных процедур: а) элиминацию смысловых связей между топами и введение вместо них отношения дополнитель-ности, в соответствии с которым то-пы полагаются как независимые, дополняющие друг друга проекции ситуации (этот момент в топической схеме выражается неупорядоченностью набора топов); б) содержательную негацию самих топов, т. е. такой ин- тенциональный разворот мышления, в результате которого топы переста-ют рассматриваться мышлением как содержательные ядра ситуации, а переходят в разряд граничных условий, рамок и тем для дальнейшего анализа (именно поэтому в топической схеме топы изображаются как пустые места). С этого момента ста-новится возможным говорить о специфике Т. как формы организации интеллектуальных процессов: Т. есть средство организации мышления в неопределенных, проблемных ситуациях, каждый топ по существу — это зона непонимания; Т. поддержи-вает различительную способность мышления, т. е. фиксирует то, что вычленяется и полагается в общем "проблемном месиве" (термин Р. Акоф- фа) ситуации как разное, как то, что необходимо различать, как различные фокусы этой ситуации; Т. предуго- тавливает само пространство, в котором рефлексия может устанавливать отношения между смысловыми структурами, удерживающими общее понимание ситуации, и идеальными объектами мышления. Таким обра-зом, Т. есть прежде всего организация самого пространства, в котором становятся возможными методоло-гические мышление и понимание (в их трактовке в СМД-методоло- гии). 3) Вторичную организацию или установление отношений между топами. Употребление Т. в методо-логической работе зависит от типа решаемых задач, формы и жанра мыслительной работы. При анализе ситуации, схематизации смысла, те- матизации, целеполагании, пробле-матизации Т. используется по-разно- му, сама она при этом погружается в более широкие по отношению к данной мыслекоммуникативной си-туации контексты. III) Пространст-венная организация определенного онтологического региона, задаваемая композицией "топов" — возможных в данном регионе форм тематизации (схватываемости, представимости) смыслонесущего материала.

А. Ю. Бабайцев

Тоталитаризм 1083

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТОПИКА:

  1. ТОПИКА (греч. topos - место
  2. ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ И ЕГО УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ
  3. «Диалектика» Аристотеля
  4. КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО
  5. Метод установления исходных принципов науки
  6. Прочие идеи
  7. КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО
  8. АРИСТОТЕЛЬ
  9. Отправные идеи
  10. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
  11. Теория достоверного познания. Определение и доказательство
  12. Сочинения Аристотеля
  13. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ АРИСТОТЕЛЯ. НАУКА, ИСКУССТВО И ОПЫТ
  14. ДЕИЗМ
  15. ИДЕОЛОГИЯ