<<
>>

ТОРЖЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ

— две взаимосвязанные категории философии и логики. При определении понятий Т. и Р. используют два фун-даментальных принципа: принцип индивидуации и принцип Т. неразли-чимых. Согласно принципу индиви-дуации, который был содержательно развит в традиционной натурфилосо-фии и эксплицитно сформулирован уже Боэцием, всякая вещь универсума обладает уникальными чертами.

Из этого принципа вытекает про-блема универсалий, которая форму-лируется в следующем виде: каким образом неповторимые индивиды содержат в себе нечто общее, т. е. можно ли считать свойство Т. реальным, если каждая вещь имеет своеобразие (см. Универсалии). Благодаря появлению понятия абстрактного объекта, проблема универсалий стала решаемой. Абстрактным объектом называется реальный объект, харак-теризуемый по какому-нибудь одно-му свойству. Поскольку нет двух действительно тождественных вещей, путем абстрагирования выде-ляются такие объекты, в которых можно актуально установить Т. Для абстрактных объектов Лейбниц ввел принцип Т.
неразличимых: один объект тождествен второму, если и только если все свойства одного и второго объекта являются общими. Итак, Т. двух реальных объектов определяется на основании их общего признака, Р. двух реальных объектов — исходя из наличия ин-дивидуального признака. Таким об-разом, в зависимости от выделяе-мых признаков, между одними и теми же объектами имеет место как Т., так и Р. С этих позиций, познание свойств реальных объектов может быть интерпретировано как выявление в них Т. и Р., классифицирующих объекты по различным признакам. (См. Тождества философия, Различия философия.)

А. Н. Шуман

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889—1975) — британский историк и общественный деятель. Работал преподавателем в высшей школе и служащим министерства иностранных дел. Один из крупнейших пред-ставителей исторической мысли 20 в.

Его основной труд — фундаментальное 12-томное "Исследование истории" (1934—1961) — принадлежит к числу высших достижений современной философии истории. На богатейшей фактологической основе Т. стремился разработать концепцию сущности истории, адекватную состоянию исторического знания и со-циальному опыту 20 в. Подлинным объектом исторического изучения Т. считает цивилизации — общности, большие в пространственно-времен-ном плане, чем нации, и меньшие, чем все человечество. При этом историческая концепция Т. антропоцен- трична: личности создают историю, а общество есть лишь посредник во взаимодействии людей между собой. Понимая человека как существо, возвышающееся над природным и социальным детерминизмом своей со-знательностью и способностью осуществлять выбор, Т. разрабатывает оригинальное — "драматическое" — понимание истории. Элементарной "клеточкой" истории Т. считает столкновение Вызова, ставящего под угрозу существование общества, и творческого Ответа, даваемого людьми. Вызов, в метафизическом плане означающий Божественное испытание человека, позволяющее реализовать его свободу, в своих эмпирических проявлениях многообразен: это может быть ухудшение природных условий, внешнее завоевание, появление в недрах общества инородных социальных сил, давление "варваров" и др. Соответственно, челове-ческий выбор, в метафизическом смысле представляющий собой выбор между добром и злом, в эмпири-ческом плане есть творческое усилие, призванное разрешить конкретную проблемную ситуацию. Если в прин-ципиальном плане челночное движение Вызова-и-Ответа трансисто-рично и образует ткань всей истории, то в конкретных условиях места и времени удачный Ответ рождает "локальную цивилизацию", облада-ющую неповторимым своеобрази-ем. Автором Ответа, по Т., является не общество в целом, а творческое меньшинство, которое посредством мимесиса (подражания) приобщает инертную массу к новым социальным ценностям. Локальные цивилизации сопоставимы друг с другом, что позволяет посредством сравни-тельного анализа вывести эмпирически обоснованные закономерности истории.
За генезисом цивилизации следует фаза роста поступательного движения, возможного благодаря повторяющемуся чередованию успешных Ответов и все новых Вызо-вов, рождаемых изменением общества. Критериями роста цивилизации Т. считает процессы самоопределения (переориентации Вызовов извне вовнутрь общества, обретение им не-повторимого облика) и дифферен-циации (усиления внутреннего раз-нообразия). За ростом следует фаза надлома, вызванная деградацией элиты: творческое меньшинство вырождается в правящее меньшинство, озабоченное лишь сохранением собственной власти, основанной уже не на добровольном подчинении, а на силе. Нравственное отчуждение большинства раскалывает общество, перестающее быть гармоническим единством. Однако, полемизируя со шпенглеровским фатализмом социального старения и смерти, Т. под-черкивает, что цивилизация не есть организм с жестко заданным жизненным циклом. Ход истории определяется творческим усилием человека, и пока элита сохраняет духовный потенциал, цивилизация жизнеспо-собна. Наряду с первичными циви-лизациями, возникшими непосред-ственно из первобытных обществ, Т. выделяет цивилизации второго и третьего поколений. Особенностью перехода от второго к третьему по-колению является воспроизводство цивилизации посредством церкви — "куколки". В условиях "универсаль-ного государства", создаваемого в фазе распада правящим меньшинством вторичной цивилизации, духовно отчужденный "внутренний пролетариат" творческим усилием создает "вселенскую церковь" как зародыш нового общества. Возникновение "высших религий" — христианства, ислама, индуизма и буддизма — Т. считает важнейшим этапом духовного прогресса человечества. Вопреки распространенному мне-нию, можно утверждать, что не за-мкнутые "локальные цивилизации", а смысловое единство истории находилось в центре внимания Т.: "цивилизации приходят и уходят, а Цивилизация остается". Цивилизация для Т. — это синоним свободы и творческих возможностей человека, бесконечная духовная задача, а не окончательно достигнутый результат.
Т. также автор сочинений: "Греческая историческая мысль" (1924), "Христианство и цивилизация? (1946), "Цивилизация перед лицом испытания" (1948), "Мир и Запад" (1953), "Америка и мировая революция" (1962), "Изменение и обычай" (1966), "Города в движении" (1970), "Чело-вечество и колыбель-земля. Нарративная история мира" (1976) и др.

В. Н.Фурс

ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (1805—1859) — французский политический мыслитель, историк, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848. Т. не оказал значительного влияния на социальную науку 19 в., но, заново открытый в середине 20 в., он все чаще признается одним из классиков социологии и политологии. Основные работы Т.: "Демократия в Америке" (1835—1840) и "Старый режим и революция" (1856) — посвящены анализу новейшей социальной истории Америки и Франции. В центре внимания Т. — проблемы демократии и свободы. Т. специально не занимался вопросами методологии социального познания, но в своей практике исследования конкретных обществ представил образцы ориги-нального, по сути, социологического подхода к изучению общественных явлений. На формирование взглядов Т. большое влияние оказал Мон-тескье, в том числе такие его идеи, как детерминизм и историзм в анализе общества. Знаменитая и очень популярная и в конце 20 ст. на Западе книга Т. "Демократия в Америке" представляет собой одну из наиболее удачных в 19 в. попыток целостного исследования конкретного общества, во всем многообразии его ин-ститутов и связей: обычаи и право, политика и экономика,семья, вос-питание и культура и др. Вместе с тем, это не монографическое описа-ние, а теоретико-социологическое исследование. Т. констатирует два полярных идеальных типа исторических обществ: аристократия и демократия, используя эти термины прежде всего в социологическом смысле. Американское общество интересует Т. как конкретный пример исторической эволюции перехода к новому типу общественных отношений. Основным содержанием этого глобального процесса является, по Т., инди-видуализация общества, ослабление власти авторитетов и групп, размывание социальных барьеров между группами, рационализация мышления, приватизация частной жизни, ослабление ответственности перед обществом.

Т. представил масштабное описание этоса демократического общества в Америке, а также перемен в общественном сознании, образе жизни, семье, воспитании, культуре, происходящих под влия-нием изменений социальных условий. Новое общество, в отличие от феодализма, представляется Т. как бесклассовое. Вместе с тем Т. не верил в социалистический идеал. Неравенство, по его мнению, коренится в естественных различиях между людьми. Демократия ликвидирует лишь его традиционные (сословные и т. п.) формы. Раскрепощая инициативу людей и в целом способствуя возникновению более гуманных от-ношений, демократия, по Т., порож-дает проблемы, вытекающие из про-тиворечий равенства и свободы, создавая, например, новые формы социального неравенства: централи-зацию власти и"индустриальную бюрократию". Изолированные индивиды оказываются "равными" в своей зависимости от всесильной бюрократии. Индивидуализация и централи-зация, противореча друг другу, являются неотъемлемыми формами демократического процесса. Само возникновение демократии, по мнению Т., было связано с образованием абсолютных монархий. Согласно Т., "в определенную эпоху все монархии становятся абсолютными... и все по-хожие явления порождены общей причиной. Эта общая причина — переход от одного состояния общества к другому, от феодального неравенства к демократическому равенст-ву". Процесс индивидуализации при-водит к утере коллективных связей и оставляет индивида наедине с госу-дарственной машиной и "новой ари-стократией" — промышленными магнатами и их организациями, что создает ситуацию, которую позднее Фромм обозначил как "бегство от свободы". Т. дал глубокий анализ противоречий демократий в Европе и Америке. Однако, если для социали-стов централизация власти в промыш-ленном обществе являлась исходным пунктом анализа, Т. воспринимал этот процесс как маргинальный. Воз-никновению политического и других форм деспотизма из самой демократии, по его мнению, должны проти-востоять растущее самосознание и культура членов демократического общества, возможность свободно объединяться в союзы, развитие ме-стного самоуправления, доброволь-ных ассоциаций, распространение религиозной этики, несовместимой с культом государства.
Значение Т. в истории социальных наук опреде-ляется оригинальностью его метода, основанного на анализе взаимосвязей социальных институтов, политической истории и промышленной ре-волюции во Франции и Америке. На фоне глобальных теоретических конструкций, модных в 19 в., его работа "Демократия в Америке" отличалась редким для того времени сочетанием теоретического анализа и эмпирического исследования. Не получившие справедливой оценки современников идеи Т. оказали зна-чительное влияние на историю социальной мысли в 20 в., в том числе на творчество М. Вебера.

А. П. Лимаренко

ТОЛАНД (Toland) Джон (1670— 1722) — английский философ, один из первых представителей свободо-мыслия в интеллектуальной тра-диции Нового времени. Обучался в университетах Глазго (1687—1690), Эдинбурга (1690, магистр свободных искусств), Лейдена (Голландия, 1691 — 1692), в Оксфорде (1693— 1695). Основные сочинения: "Племя левитов" (1691, не сохранилось), "Христианство без тайн" (издано ано-нимно в 1696), "Свободная Англия" (1701), "Письма к Серене" (1704), "Адеисидемон" (1708), "Письма про-тив духовенства" (1712), "Назарянин" (1718), "Тетрадимус" (1720), "Пантеистикон" (1720) и др. Осуще-ствил системную критику христианства на рационалистически-атеисти- ческих основаниях. Считал абсурдным поклонение тому, чего мы не в состо-янии понять. По мысли Т., "кто бы ни раскрывал нам что-нибудь, т. е. кто бы ни сообщал нам нечто, чего мы раньше не знали, его слова долж-ны быть понятны, а дело — возможно. Это правило имеет силу независимо от того, кто сообщает, Бог или человек". Усматривал процесс целе-направленного формирования у людей религиозных предрассудков "на всех ступенях нашей жизни" и у людей "всех званий". Духовенство именовал особым сословием оплачива-емых лиц, задача деятельности которых — "не просвещать остальных людей, а удерживать их в за-блуждениях". Придерживаясь идеи о возможности адекватного постижения людьми таинств мира, Т. под-черкивал: "У Божественного творца не может быть больше оснований считаться непостижимым, чем у са-мого презренного из его творений". Вера, согласно Т., есть знание. Разум более важен, чем откровение. Разум — способность души обнару-живать "несомненность чего-либо сомнительного или неясного, сравнивая его с чем-нибудь достоверно известным". Сформулировал посту-латы о единстве материи и движения, трактуя последнее (правда, вне его качественного "измерения") как атрибут (наряду с протяжением и плотностью) материи, об изначальной активности ("...материя по необ-ходимости столь же активна, как и протяженна") и самодвижении материи ("...всякая вещь претерпевает бесконечные изменения, т. е. нахо-дится... в непрестанном движении"; "...движение есть существенное свойство всей материи в целом"). Разделяя воззрения о материальности и бес-конечности Вселенной, Т. отрицал случайность, оставаясь в рамках ме-ханистического материализма. Отвергая постулаты гилозоизма, Т. представлял мышление как чисто физическое движение мозгового ве-щества ("мышление... есть особенное движение мозга, специального органа этой способности"). Мозг, по мнению Т., будучи очень сложным, но телесным органом, "может производить только телесное". Будучи сто-ронником тезиса о необходимости двух философий: экзотерической (открытой, публичной) и эзотерической (тайной, для посвященных), Т. тем самым рассуждал в русле традиционного английского материализма 17—18 вв., утверждавшего материалистическое миропонимание уделом элиты, а религию — пригодной для утешения масс.

А. А. Грицанов

ТОЛКИН (Tholkien) Джон Рональд Руэл (1892—1973) — английский писатель, литературовед и медиевист, чьи произведения имеют выраженную мифо-философскую размерность. Родился в Оранжевой Республике (Южная Африка), с 1896 — в Англии. В 4 года лишился отца, в 12 — матери. Окончил школу имени короля Эдуарда и Оксфорд. Участвовал в Первой мировой войне в звании лей-тенанта. Профессор Оксфордского

Толкин 1079

университета. Т. написаны работы по лингвистике, фольклору и мифологии, романы, эссе и литературные произведения малого жанра. Миро-вую известность Т. принесла пента- логия о "Средиземье": волшебная сказка "Хоббит, или Туда и обратно" (1937), роман "Властелин колец" (1954—1955) и смоделированный Т. цикл эльфийских преданий "Сильма- риллион" (изданный сыном Т. в 1977). Традиционно Т. считается одним из родоначальников жанра "фэнтэзи" (англ. fantasy — фантазия), — волшебной фантастики. Однако особо бережное использование архаичес-кого и средневекового фольклорно- мифологического наследия, глубина синтеза древней и современной лите-ратурных традиций, специфический тип мировосприятия, инициируе-мый чтением произведений Т., дис-танцируют его от этого жанра. Сам Т. определяет жанр произведений о Средиземье как "фэери" (англ. fairy — волшебный, сказочный). Детальная проработка описания мира "фэери" ("вторичной реальности"), глубинная связь с мифопоэтической традицией дохристианского периода истории Западной и Северной Европы, а также христианской культуры средневековья, сложное органичное сочетание современной экзистенци-ально-мировоззренческой проблема-тики с глубоким мифопоэтическим мировосприятием, характерные для фэери, позволяют трактовать этот жанр как особое течение в современной литературе, отличное от истори-ческих, мифологических, сказоч-ных жанров, равно как и от научной фантастики и литературы фэнтези, на которую творчество Т. оказало не-сомненное влияние. Фэери представляет собой адаптацию мифологичес-кого типа восприятия к менталитету современного техногенного общества. В отличие от произведений фэнтези, толкинский роман фэери не ог-раничивается сугубо литературным прочтением, так как имплицитно манифестирует особую мировоззрен-ческую парадигму. Тексты Т. потенциально допускают возможность их сакральной рецитации, — аналогичной рецитации мифических и эпических текстов. Их прочтение способно инициировать аналог ситуации жизни в мифе (характерной для ар-хаического сознания) у представите-лей современной техногенной культуры. Эта особенность произведений Т. обусловила их влияние на молодежное контр-культурное движение Запада: выражением и следствием мощного мифопоэтического потен-циала пенталогии стало интернаци-ональное движение толкинистов. В произведениях Т. органично син-тезированы гуманистические идеи, выраженные в христианстве, и жиз-неутверждающие, гилозоистичные интенции язычества. В них достиг-нут синтез устной языческой и пись- менной литературной традиции, по-лучившей развитие в период евро-пейского средневековья и далее, в Новое время. Уже в "Хоббите" волшебная сказка приобретает черты эпоса. Впоследствии черты эпичес-кой саги явно прослеживаются в три-логии "Властелин колец", которая являет собой классический образец синтеза эпического и литературного произведений. Легендарный цикл "Сильмариллион", составленный из мифологических и эпических циклов, написанных Т. в разное время, является ярким примером литератур-ного моделирования альтернативной реальности. Наиболее глубинные ми- фопоэтические мировоззренческие комплексы инициируются именно прочтением "Сильмариллиона". Как и "Властелин колец", "Сильмарил-лион" стимулирует мифопоэтичес- кое мировосприятие у современного читателя, усвоившего рационализи-рованные и квазирациональные, утилитарно-прагматические миро-воззренческие схемы, навязываемые техногенной культурой. В "Сильма- риллионе" выдержана характерная черта мифологического мироописа- ния — непротиворечивость. Сюжет о разделении миров — зримого мира человеческого существования и мира, доступного эльфам и высшим существам, предшествовавшим сотворению мироздания ¦— айнурам, прописан Т. настолько органично, что легко принимается сознанием представи-теля современной техногенной культуры. Картина мирового процесса, представленная в трех первых час-тях цикла: "Айнулиндалэ" (музыка айнуров), Валаквэнта (рассказ о ва- ларах и майрах), "Сильмариллион" (Повесть о Сильмариллях), благодаря сюжету о разделении миров в "Силь- мариллионе" и последующих сказаниях "Акаллабет" (Падение Нуменора), в принципе, не входит в противоречие с картиной мира, преобладающей в сознании современного человека, скалькированной с адаптированной научной картины мирового процесса. Помимо этого, в "Сильмариллионе" имплицитно присутствует отсылка к текстам, лежащим в основании за-падной культуры. Сказание о затонувшей земле Нуменор — родине великого народа людей — воспроиз-водит, например, сюжет платонов-ского мифа о гибели Атлантиды. Однако преемственность не ограни-чивается сходством сюжетов. Отсыл сказания о Нуменоре к памятникам средиземноморской цивилизации намечается лингвистическими сред-ствами, за счет ассоциаций, прово-цируемых прочтением названий, содержащих значимые грамматиче-ские корни. Нуменор, стоявший на грани мира людей, в наречии эльфов звучит как Аталантэ. В сюжете "Ай-нулиндалэ", описывающем творение мироздания из музыки, Т. воспро-изводится древнекитайский сюжет о сотворении Поднебесной из музы-кальной гармонии, а также анало-гичную идею гармонии мировых сфер у пифагорейцев, получившую выражение в символике музыкального ряда (см. Гармония сфер). Вместе с тем, эпизод о диссонансе, внесенном в развитие музыкальной темы мироздания высшим айнуром Мель- кором, коррелирует как с ортодок-сально христианским и альбигой-ским мифом о бунте Люцифера, так и с современными теориями о возник-новении упорядоченности из хаоса (Пригожин, А. Стенгерс — "Порядок из хаоса", например). "Сильмарил-лион" и "Властелин колец" демонст-рируют признаки мифологических текстов, аналогичных древнескан-динавским сагам цикла "Старшей Эдды" или кельтским преданиям. Однако, в отличие от этих мифологи-ческих и эпических памятников, современное прочтение которых предполагает дистанцирование читателя от текста, произведения Т. иниции-руют не просто новое прочтение ти-пичных мифологических сюжетов, но саму способность присутствия в мифе (см. факт из жизни Т. — распо-ряжение выбить на общем с женой могильном камне имена героев "По-вести о Сильмариллях" Берена и Лу- тиен как прецедент жизни в мифе). Эссе "О волшебных историях" и "Лист работы Мелкина" могут быть истолкованы как притчи, посвященные соотношению "вторичной" и первичной реальностей — однако в них отсутствует онтологизирующая ус-тановка, позволяющая настаивать на преимуществе какой-либо из воз-можных интерпретаций: тексты рас-считаны скорее на провокацию мышления читателя. Вопрос об он-тологическом статусе "вторичного мира" (см. Возможные миры) оставлен принципиально открытым (ср. "Логико-философский трактат" Витген-штейна, ключевым тезисом которого является вывод: "О чем нельзя говорить, о том надлежит молчать"). Способность к жизни в мифе дости-гается у Т. не за счет утраты способности повседневного существования в "разволшебствленной", по терми-нологии М. Вебера, реальности ново-европейской цивилизации. Избегание концептуализации идей, имплицитно присутствующих в названных работах, предохраняет возможные их интерпретации от перерастания, выражаясь термином Лиотара, в "большую наррацию". Оба варианта мировосприятия сохраняют свою прин-ципиальную возможность (Т. моде-лируется новая версия классической мифологемы мирового древа как па-раллелизма двух великих деревьев). Наряду с мифопоэтической, произ-ведения Т. несут глубокую этико-фи- лософскую нагрузку: "Властелин колец" вполне правомерно может быть проинтерпретирован как философская притча о сущности и природе Власти, связанной с нею личной от-ветственности и способах борьбы со Злом, порожденным осуществлением Власти. Произведения Т. много-кратно издавались и переиздавались многомиллионными тиражами, пе-реведены на десятки языков мира. В 1960 в Иллинойском университете (США) филологом Вейт была за-щищена первая диссертация по Т. Впоследствии романы — летописи Вторичного мира Т. — становятся предметом исследования специалис- тов-гуманитариев. Публикуются не только литературоведческие и критические работы, но и различные справочники и энциклопедии по Средиземью. В их числе иллюстри-рованная энциклопедия "Толкин- ский бестиарий", "Атлас Средизе- мья" У. Фостанд, "Путеводитель по Средиземью" Р. Фостера, географи-ческий атлас "Путешествия Фродо" Стрейки с выверенным масштабом и нанесенными уровнями высоты и др. Исследованию наследия Т. посвящены работы многих лингвистов (в частности, труд Д. Аллена "Введение в эльфийский и другие языки, включающее в себя правописание имен собственных, грамматику и синтаксис Третьего Века в западных областях Средиземья. По опубликован-ным работам профессора Толкина", работа В. Флигер "Расщепленный свет. Логос и язык в мире Толкина" и др.). К изучению произведений Т. обращались структуралисты: Д. Харви ("Песнь Средиземья. Темы, сим-волы и мифы Дж. Р. Р. Толкина"), Р. Хэлмс ("Мир Толкина", "Толкин и Сильмарилли") и др. Творчеству Т. посвящены религоведческие и культурологические исследования: С. Майзел ("Миф, символ и религия в "Повелителе колец"), Дж. Ницше ("Искусство Толкина (английская мифология)"), Р. Ноель ("Мифология Средиземья") и др. Труды Т. представляют также интерес для ан-тропологов (например, написана фундаментальная работа К. Рокоу "Погребальные обряды в трилогии Толкина"). Произведения Т. повлияли на мировоззрение молодого поколения второй половины 1950-х и последующих 1960-х, на развитие молодежного контркультурного дви-жения (наряду с трудами Дж. Керу- ака, У. Берроуза, Маркузе). В настоящее время в различных странах мира продолжают существовать группы толкинистов, в ряде слу-чаев связанные с идеологией "зеленого движения". Т. стимулировал в современной культуре игровое на-чало; его духовное наследие оказывает влияние на социализацию под-растающего поколения, инициируя способность к альтернативным техникам и эстетикам существования (термин Фуко), выходящим за рамки утилитарно-инструментальной западноевропейской цивилизацион- ной и экокультурной парадигмы.

А. И. Екадумов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТОРЖЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ:

  1. РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИЯ
  2. ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ
  3. Тема IV. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИРЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙЭКОНОМИКИ:ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ
  4. Анализ сходств и различий: тренинг, туризм и event
  5. Различия между управленческим и производственным видами учета
  6. 32. Различия между системойбухгалтерского учета по российским и международным стандартам
  7. 3.2. Трансформационный спад и экономический кризис: общие черты и различия
  8. 33. Различия в понятиях «активы» и «пассивы» по российским и международным стандартам
  9. 17. Различия в составленииОтчета о прибылях и убытках по российским и международным стандартам финансовой отчетности
  10. 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории.Их взаимосвязь и различие.
  11. 34. Различия в отражении в финансовой отчетности доходов и расходов по российским и международным стандартам
  12. 10. Различия в составлении«Отчета о движении денежных средств» в российских и международных стандартах финансовой отчетности
  13. 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия.Закон единства и борьбы противоположностей.
  14. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГЕНИТАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРОМ, НЕВРОТИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРОМ И РЕАКЦИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧУМЫ
  15. 1.2. Международная стандартизациябухгалтерского учета как инструмент преодоленияразличий национальных систем бухгалтерского учетаХарактеристика различий национальных систембухгалтерского учета
  16. 5.2. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ: ПОНЯТИЯ, ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ, СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ И СБЕРЕЖЕНИЮ, ФУНКЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ И СБЕРЕЖЕНИЯ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДИНАМИКУ ИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
  17. Вопрос 43. Потребление и сбережение: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению Вопрос 44. Инвестиции и их функциональное значение. Факторы, влияющие на величину инвестици
  18. Вопрос 51. Денежная масса и ее измерение: общее и различия в монетаристском и кейнсианском подходах Вопрос 52. Кредит: сущность, функции и формы Вопрос 53. Кредитно-банковская система, ее структура и функции Вопрос 54. Ценные бумаги: сущность, виды, цикл жизни. Рынок ценных бумаг