<<
>>

ТОТЕМ

(от алгонкинского "ото- тем" — его род) — существо, предмет или явление (чаще всего животные или растения), являющиеся объектом почитания (или культа) группы людей, считающих его своим покро-вителем и верящих в общее проис-хождение и кровную близость с ним.

В.

И. Овчаренко

ТОТЕМИЗМ (от алгонкинского "ото- тем" — его род) — одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестест-венное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Для Т. характерно восприятие тотема (животного, растения, явления природы и т. д.) как реального первопредка, чьи покро-вительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всех, связанных с ним общим происхождени-ем и узами кровного родства. Основ-ным видом Т. является клановый (родовой) Т. К неосновным видам Т. относят: индивидуальный (нагуализм) и половой Т. Следы и пережитки Т. как формы религии обнаруживают-ся у всех народов и во всех религиях мира.

Термин "Т." был введен в научный оборот английским путешест-венником Дж. Лонгом в 1791. Наиболее обстоятельные исследования Т. в 19—20 вв. осуществили Дж. Мак- Леннан, У. Б. Робертсон-Смит, Фрэзер и др. Истолкование и объяснение Т. ныне предлагают десятки разно-образных теорий и концепций. Наиболее популярными из них являют-ся: трактовка Т. как первоначальной формы религии (Дюркгейм и др.) и трактовка Т. как примитивной ин-теллектуальной классификационной системы (Леви-Стросс и др.). Среди психологических концепций Т. наибольшей известностью пользуется психоаналитическая версия Фрейда, изложенная им в книге "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" (1913). Распространяя психоаналитические идеи и конструкты (в том числе и "комплекс Эди-па") на сферу общечеловеческой культуры и исторически первоначальные формы религиозных верований, Фрейд предложил понимание Т.
как одной из ранних форм религии первобытного общества, на основе которой были выработаны первые этические (культурные) ограничения (табу) — запрет убийства и инцеста (крово-смешения), с которых началось стро-ительство культуры. Фрейд считал Т. предпосылкой и источником последующих религий и в первую оче-редь — иудаизма и христианства. Психоаналитическая концепция Т. неоднократно подвергалась разнообразной критике за ее мифоло- гичность.

В. И. Овчаренко

ТОФФЛЕР (Toffler) Олвин (р. 1928) — американский социолог, философ и публицист-футуролог. Основные сочинения: "Шок будущего" (1970), "Культурные потребители" (1973), "Доклад об эко-спазме" (1975), "Третья волна" (1980), "Предваритель-ные заметки и перспективы" (1983), "Восприимчивая корпорация" (1985) и др. Автор одного из вариантов концепции постиндустриального обще-ства. Считает, что историческая эволюция не может быть описана в виде процесса линеарного, плавного раз-вития, а осуществляется через соци-альные противоречия и конфликты, которые, однако, не хаотичны, а ук-ладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности. Этот процесс можно уподобить вечно живому океану, через который время от времени перекатываются огромные волны, втекая в поток изменений всех людей, которые вследствие этого и становятся участниками цивили- зационных трансформаций. В обще-ственном развитии, по Т., взаи-модействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет первая из них. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. В зависимости от характера такой революции определяется и сущность возникающей на ее основе цивилизации. В результате развертывания первой технологической революции — аграрной (по Т.) — возникла гигантская волна сельскохозяйственной цивилизации. Основополагающие признаки этой цивилизации таковы: 1) земля — основа экономики, семейной и политической организации, культуры; 2) господство простого разделения труда и связанное с этим наличие нескольких четко оп-ределенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные крестьяне; 3) жестко авто-ритарная власть; 4) сословное положение — определяющий параметр социального статуса и индивида и социальной группы; 5) экономика децентрализована, так как каждая община производит большую часть того, в чем испытывает нужду.

На смену этой цивилизации на гребне второй волны приходит новая, инду-стриальная цивилизация. Ее символом становится заводская труба, главным двигателем — мускульная сила работников промышленного производства, которые становятся придатками машины, порождающей гигантизм и единообразие (массовид- ность) во всех сферах жизни, включая труд, культуру, образ жизни. Индустриально-заводской тип производства продуцирует машины и их системы, создающие новые машины, а это открывает двери для массовой продукции, массового распределения, массовой торговли и массовой культуры. В соответствии с этим и социосфера, базирующаяся на инду-стриальной техносфере, приспосаб-ливается к жизни людей, связанных с фабричным производством: возникающие с ней нуклеарная семья, корпорации, массовое образование (школы, вузы), клубы, библиотеки, церкви, профсоюзы, партии, искус-ство и даже правительство, становящееся политическим эквивалентом фабрики, строятся по принципу мас- совидной иерархической структуры и ориентированы на рынок, т. е. на анонимного потребителя. Индустриализм расслаивает единство общества, разделяет две половины целостной человеческой жизни — производство и потребление, создавая образ жизни, наполненный экономической напря-женностью, социальными конфликтами, семейными драмами и психо-логическими недомоганиями. Все эти социальные пороки проистекают из действия шести взаимосвязанных принципов индустриализма, програм-мирующих поведение миллионов лю-дей: стандартизации, специализации, синхронизации, концентрации, максимизации и централизации. Ныне индустриальная цивилизация изжила себя по многим причинам, из которых основными являются две:

биосфера больше не в состоянии выдерживать беспрерывные и некон-тролируемые индустриальные атаки;

мы не можем больше бесконечно полагаться на невосстановимую энергию, являющуюся главной предпосылкой и субсидией индустриального развития. В пределах индустриаль-ной цивилизации во второй полови-не 20 в. возникла и начала ее захлестывать Третья гигантская волна технологических и социальных транс-формаций.

Последняя вызвана нара-стающим и повсеместным распрост-ранением компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной ин-женерии, информатики, электрони- ки, теле- и видеокоммуникаций, со-ставляющих базисные отрасли постин-дустриального производства. Возникает новая энергетика, базирующаяся на обновляющихся, а не на истощающихся источниках. В отличие от индустриального производства, в котором главными были мускулы и машинная технология, в развитых отраслях постиндустриального производства главными становятся информация, творчество и интеллектуальная технология. На смену пролетариату, являвшемуся придатком машины, приходит, по Т., "когнитариат", т. е. интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, которые составляют набор его духовных инструментов, позволяющих квалифицированно и эффективно ра-ботать со все более сложной и разно-образной информацией. В процессе преобразования предприятий Второй волны в предприятия Третьей волны возрастает безработица, из различных видов которой наиболее рас-пространенными становятся структурная, технологическая и временная, связанная с коренными технологи-ческими преобразованиями основ производственной деятельности, содержание и характера труда. Проис-ходит воссоединение разделенных индустриализмом производителя и потребителя, возникает новый тип работника — "произтребитель": потребитель более активно вовлекается в производство, в принятие управленческих решений. В этих условиях на каждый доллар, вложенный в экономику Третьей волны, должно приходится несколько долларов, вкладываемых в человеческий капитал — в обучение, образование, переучивание работающих, переселение, социальную реабилитацию, культурную адаптацию. Самое важное здесь — трансформация не машин, а людей, перевооружение их сознания, переход к пониманию первичной значимости культуры в жизни человеческих сообществ. Одновременно с преобразованием техносферы происходит революционизация инфосферы. Эволюция производства демассифицирует умы и культуру. Мир в целом перестает казаться ма-шиной; он заполняется инновациями, для восприятия и понимания которых необходимо постоянное развитие спо-собностей, непрерывное образование, широкомасштабное мышление, по-двигающее человека к граням новой эры синтеза, к пониманию связей между событиями, которые на по-верхности кажутся независимыми друг от друга, но в сущности составляют звенья единого целого.
Разуме-ется, столкновение Второй и Третьей цивилизационных волн не проходит безболезненно. Если из противоречий зарождающейся индустриаль-ной и сельскохозяйственной циви-лизации возникли многочисленные революции, контрреволюции и войны второй половины 18 — 20 вв., то из столкновения Третьей волны со Второй проистекают экономический кризис, вызванный хищническим отношением к природе с губительными последствиями для человече-ства, опасность "электронного смога", информационное загрязнение, борьба за интеллектуальные ресурсы ("инфовойны"), широкое распрост-ранение психических заболеваний. Чем активнее и целеустремленнее человечество станет вовлекаться в глобальную революцию Третьей волны, несущую ему с собой "первую действительно гуманную цивилизацию в известной нам истории", счи-тает Т., тем эффективнее будут раз-решаться возникающие в процессе этого перехода противоречия и конфликты, тем масштабнее станут создания ценностей за пределами рынка. Разносторонние уровни и формы индивидуальной и групповой идентичности позволят человеку более быстро, эффективно и безболезненно адаптироваться к ускоряющимся трансформациям в техносфере, экономике и культуре.

Е. М. Бабосов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТОТЕМ:

  1. ТОТЕМ (от алгонкинского "ототем" - его род
  2. 2. Исторические типы мировоззрения
  3. ФРЕЙД
  4. ПОЛИТИКА (греч. politika - государственные и общественные дела
  5. ПОЛИТИКА
  6. ЮНГЕР (Junger) Эрнст
  7. Авторы статей
  8. БОГ
  9. ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (Сигизмунд Шломо) (1856-1939
  10. ОГЛАВЛЕНИЕ
  11. ЖЕРТВЕННЫЙ КРИЗИС
  12. Авторы статей
  13. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  14. БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ
  15. § 3. Субъекты финансового права
  16. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  17. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права