ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
— 1. Особенность мировоззрения дописьменных и официальная идеология традиционных обществ, состоящая в идеализации и абсолютизации традиции. 2. Социально-философская доктрина или отдельные консервативно-реакционные идеи, направленные против современного состояния культуры и общества и критикующие это состояние в связи с его отклонением от некоего реконструированного или специально сконструированного образца, который выдается за исторически изначальную, а потому иде-альную социокультурную модель, сохраняемую в корпусе особого знания, чаще всего — эзотерического.
Эти два значения смысла термина "Т." имеют между собой нечто общее и в то же время отличаются друг от друга. Т. во втором значении пред-ставляет собой сублимацию и теоретическое оформление идеалов, систем ценностей, представлений, стихийно складывающихся и созна-тельно культивируемых в тех обще-ствах, которые превращают особо препарированную традицию в свой эталон. Поэтому естественно, что оба значения объединяет такая общая черта, как повышенная заинтере-сованность в максимально устойчи-Традиционализм 1085 вом, всеобъемлющем, сакральном порядке, исходящем от некоего пред-вечного источника (первопредка, культурного героя, бога, абсолюта, изначальной традиции).
В то же время, оба значения отличаются друг от друга по типу и степени рационализации проблем традиции. Принято считать, что архаические общества не осознают проблемы сохранения наследия, так как оно отождествляется с традицией, а та, в свою оче-редь, с обрядом и ритуалом, неиз-менность которых гарантирована мифологическими парадигмами пе-риодического возвращения правре- мени,вследствие чего и происходит восстановление изначального порядка. На мифологическом этапе развития представлений о непрерывности традиции рефлексия по поводу про-тиводействия изменениям либо от-сутствует, либо очень слаба. Это — Т. без традиционалистов, если под таковыми понимать группу людей, которые пытаются поставить и ос-мыслить эту проблему. В результате указанную особенность мировоззрения примитивных обществ рассмат-ривают как предтечу Т. (например, С. Уилсон предлагает именовать ее "традиционизм"), или обозначают термином "дорефлективный Т." (Аве- ринцев), "примитивный Т." (Э. Шилз). Появление "рефлективного Т." (Аве- ринцев) или "идеологического Т." (Э. Шилз) в зависимости от теоретических предпочтений исследователей связывают как с идейными течения-ми средневековья, когда сложилось более или менее структурированное самосознание культуры, так и с концом XVIII в., когда философы Просве-щения посеяли глубокие сомнения в традиционных истинах, и произо-шел решительный разрыв с прошлым в результате Великой французской революции. Однако общим в этих предпочтениях оказывается признание того, что в соответствующую эпоху налицо не только мировоз-зренческий кризис, но и идеологически оформленная защитная реакция на неотвратимо наступающее буду-щее со стороны тех мыслителей, ко-торые крайне негативно расценивают его тенденции и перспективы. Именно ускорение урбанизации на этапе складывания национальных государств и глобализация индустриальной культуры в эпоху формирования новой системы взаимодействия религиозной и светской культуры со-провождались невиданным мировоз-зренческим кризисом, вызванным осознанием кардинальных изменений одновременно в социальной,эконо-мической, геополитической, идеоло-гической и даже природной (как это казалось современникам) сферах. В такие времена, несомненно, появ-ляется или обостряется потребность в обосновании самотождественности культуры (культурной идентичности), в конструировании и выдвиже- нии на первый план такого закона развития, который заведомо не до-пускал бы прерывистого развития ни одной из ее сфер. Основной целью средневекового Т. становится именно упорядочение модернизирующе-гося, а потому пришедшего в бес-порядок мира. В эту историческую эпоху отличительными особенностями традиционалистских доктрин Востока и Запада являются прежде всего моноцентризм и авторитаризм. Проект формирования централизованного государства, опирающегося на принципы Т., требовал признания некоего единственного источни-ка мира, поставленного над становя-щимися все более партикулярными системами ценностей различных со-циальных групп, в чем усматривалась именно угроза традиции в ка-честве модели прежнего единства. Такой источник притязает на роль онтологического, смыслового и цен-ностного центра и тем самым высшего, непререкаемого авторитета. Мо-делью при этом служат различные варианты концепции абсолюта, от которого как от источника высшего и вечного закона исходят главные принципы устройства мира — поря-док, лад, гармония, — проявляющиеся и конкретизируемые в законах государства. Необходимостью объе-динения разрозненных и противоречивых частей модернизирующегося государственного организма обус-ловлена такая отличительная осо-бенность средневекового Т., как ка-ноничность. Идея канона также вытекает из требования подчинения всех компонентов универсума некоему единому началу, но в данном случае на первый план выходит его нормативный аспект, считающийся неизмен-ным. В области государственного ус-тройства роль канона играет кодекс, в духовной сфере — культ. Легитим-ность моноцентризма, авторитаризма и каноничности считается обеспеченной тем, что они осеняются высшими нормами, обоснованными религиоз-ной традицией. Поэтому в соответствии с различиями в толковании сущности сакрального в позднем средневековье выделяются такие разновидности рефлективного Т., как конфессиональный и внеконфессиональный. Поэтому становится ясно, что мно-гие социально-политические проекты позднего средневековья и Ренес-санса, называемые утопическими и потому считающиеся обращенными в будущее, на самом деле сущест-венным образом опираются на идео-логию Т. Т. 18 в. вырастает уже из чувства тотального распада всякого порядка, так что даже позднее сред-невековье на этом фоне выглядит более или менее упорядоченным. Отсюда — яростная критика основ ра-ционалистической философии, кото-рую Т. считает главной виновницей такого положения вещей. Родоначальником этого вида Т. был Э. Берк, в 1790 выпустивший памфлет "Раз-мышления о революции во Фран-ции...", в котором он обвинил француз-ских просветителей в уничтожении строгой общественной иерархии — основы порядка и нормального функционирования всей социальной системы. По мнению Берка, идеи просветителей рано или поздно подорвут традиционные отношения между социальными слоями и индивида-ми, обеспечивающие стабильность общества, и человек окажется в со-стоянии одиночества и будет испы-тывать неизбывный страх перед ми-ром. В этом же духе были написаны многие произведения Л. Бональда, У. Вордсворта, С. Колриджа, Ф. Ла- менне, Ж. де Местра, Новалиса, Ф. Савиньи, Ф. Шатобриана и др. На данном этапе рефлективный Т. характеризуется, в первую очередь, преобладанием идеологии антирево- люционаризма и консерватизма, и поэтому его можно назвать идеоло-гическим Т. (Манхейм обозначает его просто термином "консерватизм"). Следующий всплеск специфического интереса к проблеме традиции связан с реакцией романтизма на со-ответствующую ему современность. Натурализм, опиравшийся в эпоху Просвещения на концепцию разум-ной человеческой природы, в ро-мантизме принимает форму веры в истинность и универсальность че-ловеческой культуры, которая трак-туется по аналогии с природным ко-смосом в качестве всеохватывающей и всесильной антропной сферы. Задача сакрализации культуры, столк-нувшись с негативным отношением романтиков ко времени своего исто-рического существования, породила проблему поиска критерия и образца "истинной" культурной традиции именно в прошлом. Пафос просве-щения светом "естественного" разума превратился в страсть искателей священного огня. В это время Т., в отличие от консерватизма, не только не исключает из своей картины мира социальных изменений, а, на-оборот, осознает факт, что человек отныне поставлен перед множеством нравственных, социальных, полити-ческих, экономических альтерна-тив, и в связи с этим задача "проро-ков прошлого" состоит в том, чтобы склонить его к правильному выбору. Однако, несмотря на декларирование безусловной ценности традиции, романтики объективно способствовали ее десакрализации: коль скоро традиций много, возникает ситуа-ция выбора лучшей и, соответственно, критики остальных. В этом смысле рефлективный Т. романтиков — ха-рактернейший продукт разрушения традиционной культуры. Указанное обстоятельство не осталось неза-меченным наследниками романти-ков — традиционалистами 20 в. (Ге- ноном, Ю. Эволой, Элиаде и др.), вдохновив их на поиски фундаментальных основ некоей подлинной, единой для всего человечества Тра-диции, обеспечивающей непрерыв-ность определенного состояния куль-туры. Противопоставление прошлого настоящему они основывали на радикальном неприятии самой идеологии историзма, чему способствовали и наличные социально-исторические условия. На место линейной концепции истории и идеи прогресса они с редким единодушием стреми-лись поставить архаическую кон-цепцию циклического времени. Ус-корившийся в 20 в. темп истории, сопровождающийся индустриализа-цией, социальными и национальными конфликтами, выходом на сцену истории "человека-массы", породили в интеллектуальной среде конти-нентальной Европы разнообразные оборонительные идеологии, которые их сторонники предлагали в качестве панацеи от ужасов современного мира. В это время Т. складывается в стройную доктринальную систему, постепенно обретающую академическую респектабельность во Франции и некоторое политическое влияние в фашистской Италии и нацистской Германии. Глобальный субстанциа- листский историзм Нового времени оказался особенно сильно дискреди-тирован после двух мировых войн, что вызвало вполне отчетливую ре-акцию — недоверие не только к клас-сической философии истории, но и к историзму вообще. И, хотя очевидно, что нигилистические попытки обойтись без "Истории" или под-няться над историческим существо-ванием являются одной из форм осознания существования истории, интерес философов 20 l. оказался направленным именно на внеистори- ческие и надысторические структу-ры культуры. Отличием этого этапа философского Т. являются ориги-нальные методологические подходы (в частности, архаизация и ориента- лизация метода философствования) и то, что традиционалистское учение усилиями названных выше мысли-телей превратилось в стройную соци-ально-философскую систему. Идея возможности установления внеисто- рического социального порядка в со-временном обществе трансформирова-лась в идею необходимости возврата к архаике, а это создало ту историческую точку, через которую проходит граница, разделяющая философский консерватизм 19 в. и философский архаизм (Тойнби) или интегральный Т. (Генон). Представители интег-рального Т., будучи очень хорошо знакомы с современными тенденци-ями западноевропейской философии, а также с восточными и западными религиозными, гностическими и ок-культными теориями (многие из них получили инициатическое посвяще-ние), переработали их применительно к трем центральным проблемам философии культуры: кризису совре-менной европейской цивилизации, роли консервативно-нормативной функции культурно-исторической традиции, созданию основ "новой метафизики" и антирационалистической и антигуманистической ант- ропологии. Систематическая разра-ботка этих проблем обусловила необ-ходимость написания трудов по ос-тальным разделам философии. Не довольствуясь, как раньше, простым осуждением антифеодальных рево-люций и чисто теоретическим уровнем тематизации проблемы новаций (через образы "щелей", "провалов", "разрывов" социальной ткани), фи-лософы-традиционалисты постави-ли себе цель выявить онтологические основания любой дискретности ("количественности") состояний сферы сущего вообще и культуры — в частности. Разрывы в природной или культурной сферах считаются ими следствием проявления некоего низшего, "теневого" начала ("суб-станция", "количество", "Пракри-ти"), которая противостоит высшей, "светлой" ("сущность", "качество", "Пуруша"). Любое движение рассма-тривается в качестве обусловленного взаимодействием этих членов диады, и такое взаимодействие происхо-дит по принципу их единства и борьбы. Противоположности в Т. имеют трансцендентные ("сакральные") со-ответствия, а так как трансцендентное не может быть выражено во всей своей полноте, то язык метафизики объявляется по преимуществу язы-ком символов, образов и парадоксов. При этом источником "сакральной" диалектики и метафизики служит гностический дуализм, который впитал в себя два типа дуалистических концепций гнозиса — эсхатологическую (зороастризм, манихейство) и диалектическую (платонизм, ведан-та). Он же — источник антиперсонализма и холизма традиционалистской социальной философии. Согласно этой архаической концепции, движение всегда регрессивно по причине нара-стания деструктивных сил количе-ства и вследствие объективной зако-номерности ("циклические законы"). Время истории — символ такого движения — постепенно "съедает" про-странство, являющееся символом ряда тел. Мир, когда-то начав свое движение, тем самым деградирует, "отвердевает", так что процесс развития человечества сопровождается неуклонным нарастанием "мате-риализации". Поэтому периодически происходят природно-социальные катаклизмы, в результате которых истины, ранее доступные человечеству, становятся все более сокрытыми и недосягаемыми. Целью движения мира, согласно Т., является Кали- юга ("эпоха тьмы") или, иными словами, современный мир ("мерзость запустения"). Представители Т. ут-верждают, что на антропологическом уровне развитие человечества сопровождается неуклонным умень-шением продолжительности жизни, разрушением нравственных ценнос-тей и оскудением разума: торжеством рационализма, сциентизма, индиви-дуализма, демократии ("нашествие Гога и Магога"), а в конце цикла на-ступает полный распад. На основе этой теории складывается сотерио- логическая проблематика выхода из течения истории, вследствие чего проблемы истинности познания, форми-рования традиционалистской элиты, сохранения традиционного наследия разрабатываются в рамках модели "возвращения к истокам". Диапазон таких разработок весьма широк — от анализа архаических инициати- ческих техник regressus ad uterum ("возвращение в материнское лоно") и платонической теории anamnesis ("воспоминание") до психоаналити-ческой идеи реактулизации событий раннего детства. В качестве истока жизни, истины, порядка и т. п. Т. рассматривает некую Примордиаль- ную (Изначальную) Традицию, исто-рически обусловленными формами которой являются ортодоксальные религиозные традиции Востока и Запада (вопрос о том, какие именно религии мира адекватны сакральному — предмет межконфессиональной дискуссии). Познание или узнавание ("расшифровка") символов не-выразимой Традиции производится в Т. с помощью особого метода аналогий ("символического метода"), который предполагает постижение сущности феноменов посредством анализа переживаний, являющихся результатом интенционального выхода субъекта к неким символическим объектам ("архетипам", "тради-ционным принципам"). В результате из различных историко-культурных традиций выделяются внеисторичес- кие структуры, имплицитно содержа-щие смысл, который провозглашается обладающим всеобщим характером и гарантирующим осмысленное че-ловеческое творчество. В послевоенные годы Т., скомпрометировавший себя связью некоторых его представителей с фашистской идеологией, пре-вратился в маргинальную школу мы-шления, но с середины 1970-х он вновь начинает усиленно привлекать внима-ние образованной публики. Расистски и националистически настроенная творческая интеллигенция, творцы массовой культуры, идеологи неокон-серватизма и фундаментализма, пред-ставители философии "новых правых" во Франции и неоевразийства в России увидели в нем, прежде всего, теорети-ческую основу для критики "либерального гуманизма" западной культуры.А. И.Макаров,А.И.Пигалев
Еще по теме ТРАДИЦИОНАЛИЗМ:
- КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 до н.э.
- КОНФУЦИЙ
- ВАЛЬДЕНФЕЛЬС (Waldenfels) Бернхард (р. 1934
- КОНФУЦИЙ - латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы - «Учитель Кун», Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни (552/551-479 до н.э).
- 2. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ
- Особенности конституционных монархий Бахрейна и Кувейта
- Индия III / Джайнизм; буддизм 2
- ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости
- ФИЛОСОФИЯ
- Тема 14. ПОСТМОДЕРН КАК ТИП СОВРЕМЕННОГО БЫТИЯ
- НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ