<<
>>

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

(до- индустриальное общество, примитивное общество) — понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, харак-терных для традиционной социоло-гии и культурологии.

Единой теории Т. О. не существует. Представления о Т. О. базируются, скорее, на его по-нимании как асимметричной совре-менному обществу социокультурной модели, чем на генерализации ре-альных фактов жизни народов, не занятых индустриальным производ-ством. Характерным для экономики Т. О. считается господство натураль- ного хозяйства. Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социаль-ных отношений является жесткая иерархическая стратификация об-щества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты. При этом основной формой органи-зации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкну-тая, изолированная община.
Послед-ним обстоятельством продиктовано господство коллективистских соци-альных представлений, ориентированных на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключающих индивидуальную свободу личности, равно как и понимание ее ценности. В совокупности с кастовым делением эта особенность практически пол-ностью исключает возможность соци-альной мобильности. Политическая власть монополизируется в рамках отдельной группы (касты, клана, се-мьи) и существует преимущественно в авторитарных формах. Характерной особенностью Т. О. считается либо полное отсутствие письменности, либо ее существование в виде привилегии отдельных групп (чинов-ников, жрецов). При этом письмен-ность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык — на Ближнем Востоке, китайская письмен-ность — на Дальнем Востоке).
Поэтому межпоколенная трансляция культуры осуществляется в вербальной, фольк-лорной форме, а основным институ-том социализации является семья и община. Следствием этого была чрез-вычайная вариативность культуры одного и того же этноса, проявлявшаяся в локальных и диалектных раз-личиях. В отличие от традиционной социологии, современная социально- культурная антропология не опериру-ет понятием Т. О. С ее позиций, это понятие не отражает реальной истории доиндустриальной стадии развития человечества, а характеризует лишь ее последний этап. Так, социо-культурные отличия между народами, находящимися на стадии развития "присваивающего" хозяйства (охота и собирательство), и теми, которые прошли стадию "неолитической ревог люции", могут быть не менее и даже более значительными, чем между "до- индустриальными" и "индустриаль-ными" обществами. Характерно, что в современной теории нации (Э. Гелнер, Б. Андерсон, К. Дойч) для характеристики пред-индустриальной стадии развития используется более адек-ватная, нежели понятие "Т. О.", тер-минология — "аграрное", "аграрно- письменное общество" и т. д.

П. В. Терешкович

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО:

  1. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
  2. 2. Традиционная теория групп
  3. Традиционное решение
  4. 8. ТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ К ОЦЕНКЕ КОМПАНИЙ
  5. 43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество)
  6. Традиционная система оплаты труда менеджера по продажам
  7. Передача Знания в традиционной конфуцианской школе. Изображение на стеле
  8. 4. ТРАДИЦИОННЫЕ МОТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ В СДЕЛКАХ М&А: ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОР ЦЕЛЕВОЙ КОМПАНИИ
  9. Традиционный маркетинг уже не приносит тех результатов, что раньше
  10. 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
  11. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  12. ОБЩЕСТВО
  13. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО