<<
>>

трансцен-дентальная прагматика

стремится продемонстрировать, что существуют не толь-ко универсальные, но в то же время и необходимые условия значимости норм. Для него исходный пункт — не поддающееся на уловки коммуникативное сообщество.

Всякий, кто высказывается и выдвигает притязания на значимость, должен уже заранее признать условия возможности коммуникации и не может отвергнуть ее, не впав в противоречие с самим собой. Принципы аргументации содержат в себе и основы нормативной этики, поскольСоциальная философия 233

ку участники дискуссии приняли правила интеракции и сотрудничества. Отсюда и основные нормы:

сохранение человечества как реаль-ного коммуникативного сообщества;

стремление к идеальному коммуни-кативному сообществу в свободных от давления общественных условиях, которое должно создать всеобщий консенсус посредством всех разумно оправданных притязаний.

В центре внимания книги Джона Роулза (род. 1921) "Теория справедливости" стоит вопрос о том, по каким основным законам должны регулироваться в обществе взаимные права и свободы граждан и распределение благ между ними.

Чтобы выяснить это, Роулз ставит мысленный эксперимент по исследованию теории договора:

представим себе первобытное состояние, когда люди собираются, чтобы выработать основные правила будущего сообщества. Чтобы гарантировать соблюдение принципа беспристрастности, личности в первобытном состоянии находятся под "покровом неведения", т.е. не осознают своих способностей, социальной позиции и т.п. По этой причине они выбирают такое строение общества, в котором учитывались бы возможные интересы всех. Тем самым устанавливается два принципа: "1. Каждый должен иметь равное право на всеобъемлющую систему одних и тех же основных свобод, связанную договором с аналогичной системой для всех других. 2.

Социальное и экономическое неравен-ство компенсируется тем, что (а) разумно ожидать, что оно послужит на благо каждого, и что (Ь) они связаны с положением и постами, доступными для всех". Последний, так наз. принцип различий, устанавливает, что социальное неравенство законно лишь тогда, когда обеспечивает блага для слабейших (принцип минимакса).

Политическая философия Ханны Арендт (1906—75) исходит из опирающейся на АРИСТОТЕЛЯ теории действия.

Из трех основных видов деятельности — труда, отдыха, действия — последнее и есть настоящая арена политического действия.

Действие и речь образуют свободное от господства пространство, в котором люди вступают в отношения, договариваются и убеждают друг друга. Соответственно по-литическая власть определяется как спо-собность к коммуникативному действию, несовместимая с насилием. Благодаря высокой ценности труда, выдвинутой новым временем, сужается поле для действо- вания; бюрократизация, техника и массовые формы жизни усиливают равнодушие к политическому действию, пролагающее путь тоталитарным системам власти. Индукция

Вывод по аналогии:

Все лебеди белы

Дедукция Поппера

Гипотетическая теория:

Все лебеди белы

Фальсификация L Известные

[Неизвестные Г случаи

Лебедь 3

Бел

Новая гипотеза (напр., лебеди черны или белы)

Верификация невозможна

Лебедь 4 Ж

Бел

А. Индукция и дедукция по Попперу Пробуксовка Регресс

Осущест-вляет

Новые проблемы Мир 3: объек-тивные теории

Боровская модель атома Энергия электрона имеет лишь дискретные значения

ДЕ = hv

В. Три мира Поппера

С. "Мюнхгаузеновская трилемма" Альберта

2 я rn me vn = nh t

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме трансцен-дентальная прагматика:

  1. Высказывания программистов-практиков о книге "Программист-прагматик"
  2. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНС-ЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
  3. Прочитав эту книгу, вы научитесь
  4. БАДЕНСКАЯ ШКОЛА
  5. МЕТАЛОГИКА
  6. СИНТЕТИЧЕСКОЕ АПРИОРИ
  7. ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФО- Н0-Л0Г0ЦЕНТРИЗМ
  8. СТИЛИ НА УЧЕНИЯ
  9. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕ-НОМЕНОЛОГИЯ
  10. ЗНАЧЕНИЕ
  11. НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬ- НО-КРИТИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ
  12. Юрген Хабермас
  13. От авторов