<<
>>

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ

— фундаментальный тер-мин постмодернистской текстологии, фиксирующий в своем содержании якобы стоящий за текстом внетекс- туальный референт как онтологический гарант определенности текстовой семантики. Понятие "Т. О." введено Деррида в контексте мета-диалога постмодернизма с классической фи-лософской традицией. Как известно, в рамках последней Кант переосмыслил схоластические термины "транс-цендентное" и "трансцендентальное": к сфере трансцендентального начали относиться принципиально внеопытные основания познания трансцендентного как превосходящего (от лат.

transcendens — пре-ступающий) предел данного в опыте (ср. "трансцендентальное сознание" как сознание, очищенное от содержания опыта в феноменологии Гус-серля.) Т. О. выступает одним из центральных понятий в категориальной системе деконструктивизма (см. Деконструкция). В контексте постмо-дернистской критики референциальной концепции знака (см. "Пустой знак") и программной презумпции плюрализма дискурсивных практик (см. "Закат метанарраций") в куль-туре постмодерна становится возможной принципиально новая стратегия по отношению к тексту. Постмодернистская презумпция отказа от референции дезавуирует якобы изо-морфную адекватность текстовой семантики дескрибируемому собы-тию, ее фундаментальную отнесенность к бытию или выраженность бытия в ней. Поскольку в постмодернистской системе отсчета человек не существует вне текста (см. Симуляция), постольку невозможна интерпретация текста в классическом ее понимании: как взгляд извне. Сознание может лишь "центрировать" текст, организовав его вокруг тех или иных внутритекстовых семантических узлов. Возможность такой "центрации" должна быть предварена "деструкцией" текста, восприятием его в контексте "метафизики отсутствия" референта: самотождественность и семантическое единство текста не гарантируются якобы выраженным в нем внетекстовым содержанием, — текст принципиально гетерогенен (ср. с моделируемым в номадологи- ческом проекте постмодернизма спо-собом организации ризоморфных сред — см. Номадология, Ризома) и может быть охарактеризован по-средством "метафизики отсутствия" единства своих оснований. Деконструкция текста как его реконструкция (центрация) после деструкции выявляет отсутствие внутри него "полноты смысла", наличие множества возможных полюсов его семантической центрации (см. Ацентризм) и многочисленных "прививок", т. е. следов многочисленных его взаимодействий с другими текстами (см. Интертекстуальность). Текстовая семантика оказывается как не автохтонной, так и не автономной, будучи реально продуктом привнесения субъектом в текст культурно ан-гажированных (и в этом отношении никак не имманентных тексту) смыслов (см. Означивание). Деконструкция предполагает, таким образом, разрушение его логоцентристской (см. Логоцентризм) псевдоцелостности, якобы продиктованной внетекстовым (как парафразы классической традиции — "онтологическим" или "трансцендентным") означаемым. Как пишет Деррида, "с момента, когда мы ставим под сомнение саму возможность... означаемого и признаем, что всякое означаемое есть также нечто, стоящее в положении означающе-го, различение между означаемым и означающим — самый знак — становится проблематичным в корне". — В данной системе отсчета трансцен-

Трансцендентальное означаемое 1095 зус от текстовой семантики (в той или иной версии означивания) к "со-держанию высказывания" как онто-логически артикулированному референту представленного в тексте семиотического ряда оказывается столь же неправомерным, как и попытка онтологизации десигната понятия в качестве денотата. Внетекс-товой гарант значения, наличие которого имплицитно и бездоказа-тельно предполагалось в рамках ре-ференциальной концепции знака, в системе отсчета постмодернистской текстологии оказывается не более чем иллюзией, априорно и фак-тически произвольно примысленным референтом (именно "Т.

О."). Естест-венно, в этих условиях очевидной оказывается отмеченная Р. Бартом необходимость "на место реальности (или референта), этой мистифицированной идеи ...поставить речевой акт как таковой". На основании отказа от идеи "Т. О." конституируется признание постмодернизмом тоталь-ности языка — понимание языковой реальности как исчерпывающе само-достаточной, т. е. не нуждающейся ни в каком внеязыковом гаранте. По формулировке Р. Барта, "язык — это область, которой ничто не вне- положено". Аналогично у Деррида: "абсолютное наличие" есть "то, что мы прочли в тексте", и, собственно, "ничто не существует вне текста". По оценке И. Хассана, именно игровой хаос (или хаотическая игра) оз-начающих, данность порядка для которых утрачена вместе с идеей ре-ференции (см. Постмодернистская чувствительность), фундирует собою модель постмодернистского видения реальности. Слово становится для постмодернизма тем единственным механизмом (и — единовременно — материалом), который необходим для конституирования (= конструи-рования) реальности. Эта установка может быть зафиксирована как на сугубо концептуальном уровне пост-модернизма (по формулировке Дер-рида, "система категорий — это система способов конструирования бытия"), — так и на уровне худо-жественной практики постмодернистского искусства (эпиграф к классическому постмодернистскому произведению — книге Р. Федермана "Прими или брось: раздутая подер-жанная история для чтения вслух стоя или сидя" — гласит: "Все персо-нажи и места действия в этой книге реальны: они сделаны из слов"). Та-ким образом, мир, увиденный сквозь призму постмодернистских пре-зумпций, фундированных радикаль-ным отказом от идеи "Т. О.", пред-стает, по словам Р. Барта, как "мир, перенасыщенный означающими, но так и не получающий окончательного означаемого". В русле общего критического отношения постмодернизма к любым попыткам создания онтологии (см. Онтология), социаль- ная концепция постмодернизма (Бо-дрийяр, Дж. Ваттимо, Р. Виллиамс и др.) практически постулирует несо-стоятельность самого концепта "об-щество" как претендующего на фиксацию внеположенного дискурсивным практикам социологии "Т. О." социо-логических текстов. — История культуры постмодерна артикулируется как история языка. Таким образом, постмодернистская философия основана на финальном отказе признавать за текстом (и за всем миром как текстом) какую-либо "тайну", то есть "окончательный смысл". Это заставляет постмодернизм, в целом, переосмыслить феномен истины в игровом ключе (идея "игр истины"): "что заставляет нас полагать, что ис-тина существует? Назовем филосо-фией ту форму мысли, которая пытается не столько распознать, где истина, а где ложь, сколько постичь, что заставляет нас считать, будто ис-тина и ложь существуют и могут су-ществовать" (Фуко).

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ:

  1. Что означает приватизация?
  2. Что означает релевантность
  3. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ
  4. РОСТ ЭФФЕКТИВНОСТИЕЩЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ
  5. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
  6. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕ-НОМЕНОЛОГИЯ
  7. трансцендентальной возможностью
  8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ. И ЧТО ОНИ ОЗНАЧАЮТ
  9. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  10. ТЕОЛОГИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  11. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы)
  12. Для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее:
  13. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.