<<
>>

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

(трансцендентальный синтез способности воображения, трансцендентальная способность во-ображения, продуктивная способность воображения, творческое воображе-ние, чистое воображение, чистая способность воображения a priori и т.

п.) — понятие трансцендентальной логики Канта, используемое для обозначения действия способности рассудка на чувственность, в результате которого осуществляется синтез многообразия чувственно-наглядных представлений сообразно категориям. До сегодняшнего дня не прекращаются споры по вопросу о его роли в кантовской теории познания, а само оно не перестает оставаться, по словам Хайдеггера, "вызывающим беспокойство неизвестным". Будучи определено в качестве функции, определенной стороны деятельности рассудка, как его первое применение к предметам возможного для нас наглядного представления и выполняя, таким образом, строго фиксированную роль в его синтетической деятельности, Т. В., в то же самое время, фактически приобрета-ет значительно ббльшую самостоя-тельность, обретая статус способности, объединяющей и как бы замыкающей на себе все остальные способности познания.
Создается впечатление, что сам Кант иногда даже обособляет Т. В., полагая, что рассудок как бы присоединяется к этой способности, идет с ней "рука об руку" и взаимодей-ствует таким образом, что последняя помогает ему сводить многообразие со-зерцаний в единое, обобщенное пред-ставление; более того, по Канту, именно с помощью Т. В. рассудок применяет эти представления вместе с понятиями к опыту. Все это лишний раз свидетельствует о недостаточной проясненности данного понятия: даже сам факт наличия Т. В. у всех людей Кантом скорее просто констатируется, нежели эксплици- руется. Не случайно в 20 в. ряд мыслителей обращается к осмыслению статуса Т. В. Так, Хайдеггер в работе "Кант и проблема метафизики" попытался обосновать Т.
В. в качестве самостоятельной и основной позна-вательной способности, существующей наряду с чувством и рассудком и изначально опосредующей их орга-ническое единство. Более того, Хайдеггер стремился обосновать также и то, что именно эта "радикальная способность" является "подлинным источником", из которого последо-вательно возникают созерцание и понятие, рассудок и разум. По мысли Хайдеггера, учение о Т. В. и его "схематизме" составило решающую стадию в кантовском обосновании метафизики, без которого оказываются совершенно не понятны ни трансцендентальная эстетика, ни транс-цендентальная логика, которые обе должны быть определены и освещены, только исходя из этой перспек-тивы. Хайдеггер не раз упрекнул Канта в том, что тот "несмотря на очевидные, им самим впервые распознанные предначертания" не довел до конца свои изначальные истолко-вания трансцендентальной способности воображения и, более того, даже не пытался этого сделать. После того, как Канту удалось обнаружить в Т. В. общий корень чувственности и рассудка, он, по мысли Хайдеггера, просто "отбросил", "оттеснил" и "перетолковал" собственное открытие "в пользу рассудка". Хайдеггер писал по этому поводу: "Кант начинает с того, что вычеркивает из вто-рого издания оба главных места, в которых он ранее недвусмысленно вводил способность воображения как третью, наряду с чувственностью и рассудком, основную способность... И даже то место, в котором Кант в "Критике чистого разума" вообще впервые вводит способность вообра-жения как "необходимую функцию души", позднее, хотя и только в своем рабочем экземпляре, он характерным образом изменяет. Здесь вместо "функции души" он пишет "функция рассудка". Тем самым, чистое воображение как собственная спо-собность становится излишней...". Главный вывод Хайдеггера заключается в том, что Т. В. присутствует во втором издании книги только "номинально", являясь "лишь названием для эмпирического, т. е. связанного с созерцанием синтеза, который... по существу дела принадлежит рассудку. Лишь поскольку "синтез" в основе являющийся рассудком, относится к созерцанию, он "зовется" "способ-ностью воображения".
Трансцендентальная способность воображения утратила, таким образом, по Хайдеггеру, свою прежнюю самостоятельность и называется теперь так лишь потому, что рассудок в ней относится к чувственности. Кант действительно в значительной мере переработал первое издание "Критики чистого разума", чтобы отделить со всей строгостью и резкостью его "транс-цендентальный" идеализм от элементов "психологизма". Исходя из этого, он не мог не переместить центр тяжести с трансцендентальной аналитики субъективной дедукции на объективную дедукцию и не показать, что главным вопросом работы является вопрос о том, как и при каких условиях возможен предмет опыта, а не как возможна сама "способность мыслить". Однако об этом Кант написал еще в предисловии к первому изданию; более того, во втором издании он сохранил костяк своего учения о Т. В., в том числе и главу о схематизме. Кант дважды тематизировал здесь понятие "Т. В.": первый раз в параграфе 24 его трансцендентальной дедукции, а затем в первой главе аналитики основоположений — "О схематизме чистых понятий рассудка". Рассматривая чрезвычайно важный для него вопрос о применении чистых понятий рассудка к предметам наглядного представления, Кант делает вывод о том, что сами эти понятия пред-ставляют собой лишь формы мысли, посредством которых предметы еще не познаются. Лишь благодаря наличию в нас a priori определенной формы наглядного представления, опи-рающейся на чувственность, рассудок (как самодеятельность) способен определять внутреннее чувство посредством многообразия данных представлений сообразно синтетическому единству апперцепции (см. Транс-цендентальное единство апперцепции). Таким образом, рассудок мо-жет мыслить a priori синтетическое единство апперцепции многообразия чувственно-наглядных представлений как условие, которому необходимо должны быть подчинены все предметы нашего (человеческого) наглядного представления. Только теперь категории, будучи чистыми формами мысли, приобретают объ-ективную реальность — т. е. применение к предметам, которые могут быть даны нам в наглядном пред-ставлении (разумеется, только в отношении к явлениям мы можем, по Канту, иметь a priori наглядные представления). Синтез многообразия чувственно-наглядных представлений, возможный и необходимый a priori, Кант называет фигурным, в отличии от рассудочного, который мыслится в одних лишь категориях в отношении многообразия нагляд-ных представлений.
И, наконец, этот фигурный синтез, относящийся только к первоначально-синтетическому единству апперцепции (т. е. единству, мыслимому в категориях) он и называет трансцендентальным синтезом способности воображения. Т. В., по Канту, есть способность наглядно представлять предмет и без его присутствия. С одной стороны, способность В. сохраняет у Канта свой характер созерцания или, иначе говоря, принадлежит к области чувственности, ибо все наши нагляд-ные представления чувственны, а спо-собность В. и дает понятиям рассуд-

Трансцендентальное воображение 1093

ка соответствующие наглядные пред-ставления; с другой стороны, ее синтез есть в то же время проявление спонтанности, способность a priori определять чувственность и осуще-ствлять этот синтез наглядных пред-ставлений сообразно категориям; таким образом, это все же действие рассудка на чувственность, синтез рассудка. Так как способность В. есть именно самодеятельность, Кант называет ее продуктивной способностью В. и радикально отличает ее от репродуктивного В., суть которого заключается лишь в способности вос-производить и комбинировать ранее воспринятые образы и осуществлять синтез, подчиненный исключительно эмпирическим законам, нисколько не содействуя объяснению возможности априорного знания. Разъясняя связь Т. В. с внутренним чувством, Кант отводит ему роль силы, аффицирующей последнее, ибо рас-судок, как считает он, не находит во внутреннем чувстве уже готового соединения многообразия, а производит его, воздействуя на внутреннее чувство. Особенно велика роль Т. В., оказывается, по Канту, в процессе продуцирования схемы чувственных понятий. Выяснению этого вопроса Кант посвящает специальную главу аналитики основоположений. Син-тетическая деятельность рассудка обязательно предполагает, по Канту, дальнейшее подведение предмета под понятие, иначе говоря, само понятие должно содержать в себе то, что представляется в подводимом под него предмете. Кант приводит пример с эмпирическим понятием тарелки, которое однородно с чистым геометрическим понятием круга, так как круглота, мыслимая в ге-ометрическом понятии, наглядно представляется в эмпирическом понятии тарелки.

Но чистые понятия рассудка, полагает Кант, совершенно неоднородны с эмпирическими наглядными представлениями и ни-когда не могут быть найдены ни в одном из них. Само подведение наглядных представлений под чистые понятия и, соответственно, применение категорий к явлениям становится возможно только благодаря тому, что в нашем сознании существуют особые механизмы, связывающие чувственные созерцания с понятия-ми и образующие как бы целую систему таких ступенек, по которым можно постепенно переходить к понятиям. Существует, таким образом, по Канту, нечто третье — некое опосредствующее представление, в одном отношении однородное с категориями, а в другом — с явлениями; с одной стороны, не содержащее в себе ничего эмпирического — чистое, интеллектуальное, а с другой — чувственное. Это и есть то, что Кант называет схемой, формальным и чистым условием чувственности, которое всегда является продуктом спо-

1094 Трансцендентальное единство апперцепции

собности Т. В. В свою очередь, схему, как само представление об общем приеме способности В., Кант отличает от образа, который доставляет по-нятию это представление. Причем в основе чувственных понятий лежат, по Канту, не образы предметов, а именно схемы, так как образ оказывается еще в значительной мере привязан к чувственным созерцаниям; хотя он и представляет собой уже некоторое отвлечение от чувственности, результат творческой работы рассудка и Т. В., та общность, которая присуща понятию, здесь еще не достигается. Это лишь первый шаг к обобщению. Другое де-ло — схема; существуя в мышлении и обозначая, как уже отмечалось, само правило определения наглядного представления в соответствии с общим понятием, она продвигает познание дальше от чувственности в сторону самого мышления, становится ближайшим шагом к понятию, начиная (опять же при всей и ее связи с чувственностью) раскрывать как бы смысл самого предмета, его суть самого по себе. Кант иллюстрирует эту мысль следующим при-мером. Понятие собаки обозначает правило, согласно которому моя способность В.

может нарисовать форму четвероногого животного в общем виде, не ограничиваясь каким-либо единичным частным образом из сферы моего опыта или вообще каким бы то ни было возможным конкретным образом. Образ, следовательно, возможен только благодаря схеме и сочетается образ с понятием только посредством схем, которые не могут быть переведены ни в какой образ, ибо они есть не что иное, как только чистый, выражающий категорию синтез в соответствии с пра-вилом единства вообще; продукт способности В., составляющий опре-деление внутреннего чувства вообще в отношении всех представлений, со-единяемых в одном понятии a priori согласно единству апперцепции. Схематизм нашего рассудка в отношении явлений, т. е. употребление рассудком схем, Кант называет "со-кровенным искусством, настоящие приемы которого нам едва ли когда- либо удастся проследить и вывести наружу. Мы можем только сказать, что образ есть продукт эмпирической способности продуктивной силы воображения, а схема чувственного понятия (как фигуры в пространстве) есть продукт и как бы монограмма чистой способности воображения a priori". Надо сказать, что кантов- ский анализ схематизма, как одного из важнейших механизмов деятель-ности рассудка, несмотря на ряд интересных его моментов, не был востребован ни его ближайшими по-следователями, ни мыслителями 20 в. Что же касается его учения о продуктивном В., то оно, по словам Кас- сирера, стало "совершенно необхо-димым и бесконечно плодотворным мотивом учения Канта и всей критической философии".

Т. Г. Румянцева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ:

  1. ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ
  2. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
  3. Воображение и интуиция как способы и формы познания и творчества
  4. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ
  5. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ
  6. В ДЕБРЯХ МНЕНИЙ И ВПЕЧАТЛЕНИЙ ГЕРОЕВ (ЖЕРТВ?) СОБСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ
  7. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕ-НОМЕНОЛОГИЯ
  8. трансцендентальной возможностью
  9. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  10. ТЕОЛОГИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  11. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы)
  12. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.