<<
>>

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ


— одно из основных понятий послекантовской метафизической логики. Введено в философский обиход Кантом, обозначает у него "выс-шее основоположение" априорных синтетических суждений. При рас-смотрении чистого "я" как "высшего основоположения" синтетического знания, можно было бы предполо-жить, что Т.
С. существует до объек-та, как это и делали впоследствии многие интерпретаторы критичес-кой философии. Однако, если следо-вать самому Канту, это оказывается бессмысленным, поскольку в этом случае нельзя было бы судить о при-менении удостоверяющего "синтети-ческого единства" как единственной функции субъекта, — следовательно, мы ничего не знали бы не только об объекте, но и о субъекте. Отсюда осознание синтеза представлений в априорном синтетическом суждении, или "единство рефлексии о явлениях", есть не просто самодов-леющее единство, а "объективное единство самосознания". Такая осо-бенность Т. С., его чисто логическая сущность и несамостоятельность оп-ределяются тем, что он представляет, по Канту, "высшее основоположение", действующий логический принцип и не более того. С позиции критической философии, Т. С. пред-шествует объективному миру только в гносеологическом, точнее — логическом, отношении. Мыслительная деятельность, которая применяет на практике чистое "я" как принцип, удостоверяющий синтез, называется у Канта "рассудком". Эту деятель-ность "рассудок" проводит, используя "понятия", составляющие "единство чистого синтеза". В понятиях рассудок выражает, во-первых, синтез многообразия в чистом созерцании, т. е. единство в одном созерцании; во-вторых, синтез этого многообра-зия через способность воображения, иначе говоря, единство в одном сужт дении. Отсюда в понятии фиксиру-ется достоверность синтеза как на уровне чувственности, так и на уровне мышления. Так что именно в "рассудке" заключается, по мысли Канта, вся полнота априорного синтеза. Вследствие этого, "рассудок", обладая способностью мыслить предмет как трансцендентальный объект, т. е. как объект достоверный, а не просто истинный, представляет собой Т. С. В послекантовской мета-физической логике Т. С.трактуется уже не в виде логической формы ап-риорных синтетических суждений, а как форма синтетических умоза-ключений (они всегда априорны). У Гегеля, например, в его диалекти-ческой логике, трансцендентальное сознание, т. е. "логический" субъект, понимается как форма диалектического сорита (форма многозвенной дефиниционной спецификации), оп-ределяющая его направленность, — другими словами, как форма всякого мыслительного опосредствования. "Сущностно человек есть как дух не непосредственно, а как возвращение в себя", "непокой и есть самость" — одни из немногих высказываний Гегеля на этот счет. Т. С., таким образом, суть "не некая абстракция от человеческой природы", а само дви-жение дефиниционной специфика-ции к полной и окончательной ин-дивидуальности, единичности, т. е. деятельность по логической обработке всего содержательного знания. Итак, в гегелевской метафизической логике начинает выделяться такой аспект "сознания", как его историч-ность. Это уже не "трансцендентальное единство апперцепции", как выс-шая логическая форма априорных синтетических суждений, а некий дух, определяющий общую направ-ленность своих синтетических умо-заключений, т. е. имеющий особую логическую историю. Логическая же история Т. С. ("абсолютного духа") совпадает с природными процес-сами вплоть до изоморфизма. Поэто-му в системе тождества полагается единство логики и онтологии. Понятие "Т. С." широко применялось и в послегегелевской трансцендентальной философии, при этом под ним понималась инстанция, позволяю-щая проводить логическую обработку всякого эмпирического содержа-ния до потенциально бесконечных пределов. К примеру, в критической философии Виндельбанда "нормаль-ное сознание" должно так сопостав-лять "представления" с "ценностями" (особой формой априорного синтети-ческого знания), что в этот процесс могут оказаться вовлечены буквально все мыслимые "представления". В феноменологии Гуссерля "транс-цендентальное сознание", "ego" спо-собно преобразовать абсолютно любую предметность в поток феноменов и определить принципы их протека-ния. В философской герменевтике Гадамера "действенно-историческое сознание", по определению, вбирает в себя всю конкретику герменев-тического опыта. В любой модели трансцендентальной философии и ее модификациях можно найти свои аналоги понятию "Т. С.". Единст-венное течение трансцендентализма, не приемлющее ни в каком виде логический принцип Т. С., — это трансцендентальная прагматика. Ее представители (Апель, Хабермас) в качестве общей метатеории фило-софского дискурса перестали ис-пользовать метафизическую логику, предложив вместо нее современные методы неформальной логики, поэтому необходимость в понятии "Т. С.", с их точки зрения, отпадает сама собой.
А. Н. Шуман
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ:

  1. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ
  2. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
  3. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕ-НОМЕНОЛОГИЯ
  4. трансцендентальной возможностью
  5. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  6. ТЕОЛОГИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  7. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы)
  8. 42. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И СУБЪЕКТОВ РФ
  9. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  10. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
  11. СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ
  12. 43. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ
  13. 1. Субъект и объект познания
  14. 31. Бюджеты субъектов Российской Федерации
  15. 87. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ