<<
>>

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНС-ЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ

(лат. transcen- dens — перешагивающий, выходящий за пределы) — термины схоластической философии, фиксирующие спе-цифику трактовки теизмом бытия Бога как непостижимого при помощи человеческих способностей и имма-нентно человеческого (см.

о трансцен- денталиях: Бог, Теизм) и получившие впоследствии широкое употребление в классической и неклассической фи-лософии благодаря Канту. В заключи-тельном разделе Введения к "Критике чистого разума" Кант называет "трансцендентальным" "всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori". При этом Кант придавал этим терминам чисто гносеологическое звучание: в философии Канта трансцендентальное — это все то, что относится к априорным (т. е. вне или до-опытным) условиям возмож-ности познания, его формальным предпосылкам, которые организуют опыт. (Отсюда и названия разделов "Критики чистого разума" — "транс-цендентальная эстетика" как исследо-вание априорных форм чувственности; "трансцендентальная аналитика" как изложение чистых рассудочных знаний и принципов, без которых нельзя мыслить предмет, и т.
д.). Позднее Гегель упрекнет Канта в ис-пользовании последним этого "вар-варского школьного термина", но Канту он нужен был для того, чтобы: 1) резче очертить суть своей филосо-фии, показать, что она нацелена не на сами предметы, а на нечто, выходящее (перешагивающее) за пределы опыта, обозначая тем самым переход нового в систему знаний и констру-ирование нашей познавательной способностью условий возможности опыта; 2) противопоставить транс-цендентальное (как имманентное) трансцендентному — такому знанию, которое переступает за границы че-ловеческого разума и является в этом смысле недоступным теоретическому познанию, становясь исключи-тельно предметом веры. Трансцен- дентное — это все то, что выходит за пределы возможного опыта, например Бог, бессмертие души и т.
п.). В ходе последующего философского развития термин "трансцендентальное" получил широкое использова-ние в системах Фихте и Шеллинга, неокантианстве (особенно Марбург-ской школе), обозначая главным образом гносеологическую направлен-ность этих учений на поиски условий или чистых возможностей познания; в феноменологии Гуссерля трансцен-дентальное становится противоположным всему эмпирическому (так, целью феноменологической редукции является выход на уровень "трансцен-дентального сознания" — т. е. сознания, очищенного от всех элементов опыта). Соответственно, "трансцен-дентальный субъект" в феноменологии превращается в автономный источник всех своих переживаний. Термин "трансцендентное" также фигурирует в целом ряде послекан- товских теоретико-познавательных концепций (особенно в Баденской школе неокантианства), обозначая здесь вне и независимо от сознания существующий предмет — либо во-обще недоступный познанию, либо познаваемый лишь исключительно спекулятивным образом. В философии постмодернизма оппозиция транс-цендентного и трансцендентального снимается посредством введения понятия трансгрессии. (См. Трансгрес-сия, Трансцендентальное означаемое.)

Т. Г. Румянцева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНС-ЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ:

  1. Достижение предыдущего состояния транса, использование естественных трансов (стенограмма семинара).
  2. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
  3. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы)
  4. ГЛАВА 5. Использование транса и манипуляция сознанием
  5. ГЛАВА 3. Наведение гипнотического транса (первая ступень)
  6. ГЛАВА 4. Наведение гипнотического транса (вторая ступень)
  7. ГЛАВА 6. Использование транса и манипуляция сознанием (вторая ступень)
  8. ИММАНЕНТНОЕ
  9. О метафизике
  10. ЭКСТАЗ (греч. ekstasis - нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя
  11. АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
  12. ЭКСТАЗ
  13. ПРИСОЕДИНЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ
  14. ЯКОВЕНКО Борис Валентинович (1884-1949) русский философ, публицист
  15. НЕОКАНТИАНСТВО
  16. ИДЕАЛИЗМ
  17. Глава 6. АПТАЙМ И ДАУНТАЙМ
  18. АЦЕНТРИЗМ
  19. ЛЕВОЕ И ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЯ МОЗГА
  20. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕ-НОМЕНОЛОГИЯ