<<
>>

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ


(лат. tran- scendens — прешагивающий, выходящий за пределы) — философский термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, прин-ципиально не представимых в каче-стве возможного объекта чувственного опыта.
Таким образом, не всякий интеллигибельный объект является Т., а только тот, который относится к другим интеллигибельным объектам как к чему-то сенсибельному. Например, Т. может называться Бог. Философия экзистенциализма уточняет понятие "Т." двумя дополни-тельными значениями. Во-первых, Т. обозначает возможность проявле-ния экзистенции. Во-вторых, она вы-ражает недостижимую полноту всех экзистенций. Оба значения совпадают в понятии "Бог" христианского экзистенциализма (Марсель) и в понятии "ничто" атеистического экзи-стенциализма (Хайдеггер, Сартр).
А. Н. Шуман
ТРЁЛЬЧ (Troltsch) Эрнст (1865— 1923) — немецкий философ и теолог, автор трудов по социологии религии и философии истории. С 1892 — профессор в Бонне, с 1894 — в Гейдель- берге, с 1915 — в Берлине. Основные работы: "Социальное учение христи-анских церквей и групп" (1912), "Историзм и его проблемы" (1922) и др. Противопоставляя историзм и нату-рализм, Т. конституирует предмет истории с помощью понятия инди-видуальной тотальности, которую можно определить только через им-манентный ее сознанию смысл. По-нятие индивидуального, введенное романтиками, предполагает приме-нение иного временного масштаба: измерение каждого образования по его собственным идеалам и возмож-ностям. Работа историка по симво-лизации и представительству должна иметь своим результатом, по мысли Т., культурный синтез современности, который обладает и теоретической и практической значимостью од-новременно. Связь мировоззрения и истории должна быть нормативно и практически обусловлена и должна придать содержание и направле-ние нашей собственной деятельности. Коренная историзация мышления произошла, по Т., в эпоху Просвеще-ния вместе с конституированием со-временного государства и возникно-вением задач его самопонимания. Критическая позиция (или культурное сознание) возникла из освобож-дения менталитета от церковного мифа и стала частью европейского этоса. Место глобальных схем миро-вой истории занимает конструирование будущего на основе историчес-ки понятого настоящего. Вслед за М. Вебером с его типами рациональности Т. различает формальную и ма-териальную философию истории. Материальная философия истории — мышление о ценностях и полагании ценностей, исходя из истории. Это полагание, по Т., не может быть абсолютным. Каждое исторически мыслящее время (или субъект) в за-висимости от своей позиции формирует смысловое единство, как вклю-чающее эту позицию или идущее к ней как к цели. Развитие, которое следует отличать от естественнонаучного понятия эволюции и от секу-ляризованной версии христианской эсхатологии прогресса, также пред-ставляет собой целостность, единый процесс жизни, к которому наблюда-тель становится в правильное отношение, считая себя его результатом и продолжением. Таким образом, философия истории превращается в область этически и культурно понятого ответственного решения. Это личное решение — происходящее из ощущаемой, но недоказуемой необхо-димости. Следовательно, его невоз-можно обосновать чисто рационально или дедуктивно. Историческое видение соединяет актуальное и потен-циальное, допускает различные варианты последующего становления, но из многообразия и борьбы тенденций выбирает те, что наиболее соот-ветствуют действительности (совре-менности). Исследуя логические, гносеологические, мировоззренческие проблемы исторического знания, Т. разрушает рамки, в которых вывод о средствах достижения куль-турного синтеза мог быть позитивным. Свой анализ историчности культурных явлений Т. переносит в теологи-ческую плоскость, разрабатывая ис-торическую типологию религиозных
Троица 1097
групп ("секта", "церковь", "религиоз-ное объединение" и др.). Являясь ре-зультатом самораспада античности, христианская церковь, согласно Т., спасла государство, общество и культуру в рамках созданной ею собствен-ной организации и сохранила непре-рывность между двумя совершенно различными историческими мирами и ступенями развития. Посредством этой функции христианство вводит в западный мир религиозно-социо-логические моменты, не наблюдае-мые в других мировых религиях. Несоответствие христианства соци-альным и духовным потребностям современности, отсутствие непосред-ственной очевидности в его основных религиозных идеях определили его слабость, но, отказывая религи-озности в познающем упорядочении действительности, Т. не лишает ее статуса значимого элемента этой дей-ствительности.
Д. М. Булынко
ТРИНИТАРИЗМ — см. ТРОИЦА.
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ:

  1. ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ (лат. transcendens - прешагиваю-щий, выходящий за пределы)
  2. КАТЕГОРИЯ (греч. Kategoria - высказывание, обвинение; признак
  3. КАТЕГОРИЯ
  4. 5. Экзистенциализм
  5. Макс Шелер
  6. МАРКСИЗМ
  7. ИНДИВИДУАЛИЗМ
  8. ЯН и ИНЬ
  9. ИНДИВИДУАЛИЗМ
  10. САНКХЬЯ (санскр. — число, перечисление
  11. 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции.Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.
  12. ЯЗЫКИ ИСКУССТВЕННЫЕ