<<
>>

ЦЕННОСТЬ

— термин, используе-мый в философии и социологии для указания на человеческое, социаль-ное и культурное значение опреде-ленных объектов и явлений, отсыла-ющий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту.

Ц. задают одну из возможных предельных рамок социокультурной ак-тивности человека (любого другого социального субъекта). Им припи-сывается внеличностный, надлично-стный, а в ряде случаев и внеисто- рический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содер-жания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); се- миотизировать пространства челове-ческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимос-тью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. Например, Франкл трактовал сами Ц. как смыслы и через них (или "на-прямую") как стратегии жизни, дея-тельности, поступки, решения и т.
д. (в этом отношении их можно рассма-тривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Ц. позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме, конституируют процессы оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов). Понятие "Ц." играет центральную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеоло-гической причинности). В этом отношении Ц., обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего ("данность" с ее ре-сурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать бу-дущее как преодоление наличных условий, как мир ценностнообосно- ванных целей (не обязательно дости-жимых, но всегда определяющих вектора изменений и развития как возможный мир (возможные миры).
Одновременно Ц. вносят "метафизи-ческое измерение" в мир человечес-кого бытия — они всегда абсолютны как самодостаточные сущности, как кладущие "пределы" изменчивости, как "последние аргументы", не под-лежащие обсуждению и оспарива-нию, в силу своей безусловности. "Метафизичность" Ц. усиливается, если они при этом трактуются как вне- исторические (существующие в прост-ранстве культуры) и (или) транс-цендентные, что позволяет полагать систему религиозных отношений. В силу того, что Ц. непосредственно "не даны" и "не представимы" они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культур-ных механизмов. Прежде всего — че-рез нормы. В литературе существуют как традиция противопоставления норм и стоящих за ними Ц., так и традиция сближения Ц. и норм, вплоть до их отождествления (прежде всего с "мягкими" дозволяющими нормами с практически снятым им-перативом; в этом случае их чаще называют нормами-ориентациями и противопоставляют нормам-регла- ментациям, иначе — "жестким" т. е. приписывающим или запрещающим нормам с акцентированным импера-тивом). Последняя традиция заметна у Знанецкого, в социологическом функционализме. Фактически с собственно понятием "Ц." в социологии (во всяком случае, в "классической") на прикладном уровне, как правило, не работают. С ним без достаточных на то оснований соотносят понятие ценностной ориентации, которое, в свою очередь, конструируют (в ко-нечном счете) из оценок, даваемых индивидами кому-либо или чему-либо. Основная методологическая нагрузка понятия "Ц." в теории социологии (опять же традиционно понимаемой): а) абсорбировать содержания, нефор- мализуемые в основном аппарате те-ории (например, функционализме) и обнаруживаемые как имманентные в социальных системах; б) служить объяснительным принципом наблю-даемых фактов, противоречащих схеме концепции (например, для объясне-ния несовпадения реального ролевого поведения с предписываемым). Кон-структивность же понятия "Ц." в клас-сической социологии связана прежде всего с разработкой типологий Ц.
на уровне "идеальных типов", что обеспечивает работу по созданию эм-пирических типологий. В этих слу-чаях Ц. определяется как любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость (Я. Щепаньский), или как то, к чему стремятся как к цели, или рассмат-ривают как средство достижения цели (Н. 3. Чавчавадзе), или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, т. е. спо-собностью удовлетворять его потребности (А. А. Ручка) и т. д. Типологи-чески Ц. разделяются на Ц.-цели, Ц.-средства (инструментальные Ц.), ситуативные Ц. Ц. могут быть: признанными (институциализиро- ванными), причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться; не-признанными, но действительными; потенциальными. По объекту на-правленности различают Ц. направ-ленные: на себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и т. д. В "неклассической" социологии, начиная с понимающей социологии, проблема Ц. — одна из централь-ных. На современном этапе ее развития ценностная проблематика свя-зывается прежде всего с анализом разных типов рациональности и их представленности в коммуникативных и дискурсных практиках социальных субъектов.

В. Л. Абушенко

ЦЕНТР — см. "ЦЕНТРИЗМ", АЦЕН-ТРИЗМ, ЛОГОЦЕНТРИЗМ, ОНТО- ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛО- ГОЦЕНТРИЗМ, ДИСКУРС, ИГРА СТРУКТУРЫ.

"

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЦЕННОСТЬ:

  1. Ценность № 7: Как Ваши ценности определяют Вашу действительность
  2. Ценность № 3: Ценность доступа в бизнес сектора "В" …без больших затрат на его построение и поддержание
  3. Ценность № 6: Какова ценность сети?
  4. Ценность № 5: Ценность живой мечты
  5. Ценность № 4: Ценность вложения капитала в те же инвестиции, куда вкладывают капитал богатые
  6. Ценность № 2: Ценность изменения секторов… вместо изменения рабочих мест
  7. Ценность 8: Ценность лидерства
  8. ЦЕННОСТИ
  9. ЦЕННОСТИ И КРИТЕРИИ
  10. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
  11. Ценность
  12. Ценность брэнда
  13. МИР ЦЕННОСТЕЙ
  14. 1. Поступление материальных ценностей
  15. ЦЕННОСТЬ
  16. Идея ценностей