<<
>>

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

элементы внутренней (диспозицион- ной) структуры личности, сформиро-ванные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов со-циализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (суще-ственное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью опреде-ленных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяю-щие приемлемые средства их реализации.

В диспозиционной структуре личности Ц. О. образуют высший (как правило, осознаваемый — в от-личие от социальных установок) уровень иерархии предрасположен- ностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной (здесь-и-теперь), так и долгосрочной (прежде всего) перспективе. Ц. О. наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значи-

Ценностные ориентации 1199

мые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида.

Ц. О. обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контроли-руют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Таким образом, Ц. О. — это прежде всего предпочтения или отвержения опре-деленных смыслов как жизнеорга- низующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии в ними. В этом отношении содержание, вкладывае-мое в понятие "Ц. О.", соответствует изначальному значению слова "ори-ентация" (лат. oriens, orientis — восток) как имеющему значение определения своего положения в про-странстве прежде всего по отношению к востоку — доминантно означенной точке восхода Солнца, но переноси-мом в смысловое пространство, а через него — ив социальное.
Ц. О., следовательно, задают: общую на-правленность интересам и устремле-ниям личности; иерархию индиви-дуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престиж-ных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готов-ности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собствен-ного "проекта" жизни. Ц. О. проявля-ются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т. д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликт-ных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедея-тельности. Личностные кризисы (ча-сто дополнительно провоцируемые кризисами социальными) вызывают, как правило, необходимость в под-тверждении или переосмысливании систем Ц. О., преодоления возника-ющих в них противоречий, так как связаны со сменой векторов активности, пересамоидентификацией и рефлексией меры самореализации, обнажением смысловых оснований жизни. В этих случаях успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости Ц. О. Непротиворечивость и цельность систем Ц. О. может рассматриваться как показатель устойчивости и автономности личности. Соответственно их противоре-чивость и "разорванность" — как свидетельство незрелости и марги-нальное™ личности, что фиксируется через неспособность человека вынести оценку и принять решение (или, наоборот, готовности действовать по раз и навсегда установленному сте-реотипу), с одной стороны, и расхож-дение вербального и невербального поведения — с другой. Проблематика Ц. О. требует своего существенного переосмысления в условиях со-временных динамичных социальных систем, предполагающих одновре-менное самоопределение человека в разных локусах культурного прост-ранства, подчиняющихся разным культурным нормам и задаваемых, соответственно, разными ценностями, далеко не всегда согласующимися между собой. Таким образом, ключ к пониманию Ц. О. следует искать не в субъект-объектных, а в интер-субъективных отношениях людей. Истоки концепции Ц. О. усматрива-ют в работах У. Томаса и Знанецкого, впервые категориально употребив-ших сам термин, переинтерпретировав понятие attitude (отношение) в переживание личностью значимости какого-либо явления. В качестве теоретического основания концепции Ц. О. называют учение М. Вебера о ценностнорациональном действии. В качестве разработки проблемати-ки Ц. О. могут быть также рассмот-рены работы Узнадзе по фиксиро-ванным социальным установкам.

В. Л.Абушенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ:

  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  2. 12.2. Ценности и ценностные ориентации в мотивационном процессе
  3. § 3. Познавательное и ценностное
  4. 5 . Ценностные ориентиры жизнедеятельностичеловека
  5. ГЛАВА 6. Ориентация в клиенте
  6. Этап 7. Ориентация в клиенте
  7. ДВА ВИДА (ПРИНЦИПА) ОРИЕНТАЦИИ
  8. 4.4. Интерпретация — ориентация на клиента
  9. 4.3. Качество культуры — ориентация на клиента
  10. Е. Ориентация на собственника в благотворительной деятельности корпорации
  11. Прием на работу/встреча для ориентации
  12. 15.3. Комплексная система профессиональ ной ориентации, адаптации и продвижения на предприятии