ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(лат. civilis — государственный, гражданский) — в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, могущее обозначать: 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени;
этап в эволюции человеческого об-щества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган);
совокупность организационных средств(программ деятельности), посредством которых люди стремят-
Цивилизация риска 1203
ся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фунда-ментальными символами последней.
В риториках и полемиках публицис- тическо-пропагандистского уровня слово "Ц." обычно исполняет роль позитивного компонента конфликтной диады "Свои" — "Чужие" ("Мы" — "Они"). Возникновение понятия "Ц." (близкое термину "культура") тради-ционно относимо к 18 в. (Французские философы-просветители имено-вали общество, основанное на идеалах справедливости и разума, — "циви-лизованным". В отличие от немецкого и русского языков во французском — понятия "Ц." и "культура" жестко не разведены.) Именно осознание того обстоятельства, что культура любого отдельно взятого общества являет собой внутренне неразрывно взаимосвязанную, самоценную систему собственной науки (пусть в облике процедур колдовства), собственной литературы (пусть на уровне фольклора), собственных моральных и правовых норм (пусть в ипостаси табу) предопределило широкое рас-пространение понятия "Ц.". Доминирующими в 19—20 вв. явились трактовки Ц. либо как таких замкнутых общественных организмов, к индивидуальной судьбе и взаимодействию которых правомерно редуцировать всемирную историю (Данилевский, Тойнби), либо как завершающего фазиса упадка в развитии любой когда-то целостной и органичной "культу-ры" (Шпенглер). Ц. — набор культурных программ ("рабочих чертежей"), реализовавшийся в облике самодо-статочного и уникального общест-венного организма. Культурные же программы задаются "метафизикой" Ц. (глубочайшими истинами о природе Вселенной и о месте человека в ней и/или ее базовыми смыслами и ценностями. В этом контексте приори-тетными могут выступать (Ч. У. Мор-рис — "Шесть образов жизни"): подчинение инстинктам и желаниям (Ц. дионисийского типа); самоотречение ради личного покоя (Ц. буд-дийского типа); самоочищение во имя духовных ценностей (ранняя христианская Ц.); растворение личности в процедурах "газавата"(исламская Ц.); покорение и реорганизация ок-ружающей среды посредством науки и техники ("Прометеевская", техногенная Ц.) и т. д.А. А. Грицанов
Еще по теме ЦИВИЛИЗАЦИЯ:
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ РИСКА
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ РИСКА
- Глава 16. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА И КОНТРРАЗВЕДКА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
- 2.4. Динамика процессов развития цивилизации
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis - государственный, гражданский
- Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
- Эмоции
- Мышление
- Боголюбов В.С.. Экономика туризма, 2005
- САМОСУБЛИМИРОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
- ПАРАЛЛЕЛИ
- ПРИНЦИП ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
- СТАДИИ МИРОВОЙ ИСТОРИИ.
- 22. Консервативное направление политико-правовых учений в России во второй половине XIX – первой половине XX в
- 2. Цивилизационный подход к истории
- ПРИНЦИП ПОСТОЯНСТВА (лат. principium - основа, начало
- ПОМЕРАНЦ Григорий Соломонович (р. 1918
- ПРИНЦИП НИРВАНЫ
- СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center