<<
>>

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Понятие цивилизации раскрывается часто в связи с понятием культуры. Иногда эти понятия или отождествляются (В.О.Ключевский, З.Фрейд, Н.Я. Данилевский, некоторые современные авторы) или резко противопоставляются (Ш.

Фурье, И. Кант, О. Шпенглер, Н. А. Бердяев). Содер-жательное толкование цивилизации дается в работах Л. Г. Моргана («Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации») и Ф.Энгельса («Проис-хождение семьи, частной собственности и государства»). Ее особенности связываются с развитием про-мышленности, с быстрым развитием науки, достижениями в духовной культуре, со связующей ролью госу-дарства и все это — с товарным про-изводством, существованием соци-ально-классовых отношений. При этом особо выделяется такое развитие общественных производительных сил, которое является плодом науки, изобретений, разделения и комбинирования труда, улучшения средств сообщения, создания массового рынка. Развитие цивилизации тесно связывается с изменением образа жизни людей: возникает массовое стремление к приобретению вещей, к комфорту и удобствам, к созданию красивых и надежных машин, домов, участию во множестве развлечений, приобщению к «массовой культуре».
В соответствии с этим общее понятие цивилизации раскрывается как выражение такого периода в истории общества, который сле-дует за варварством и который связан с существованием товар-ного производства и социально-классовых отношений, харак-теризуется интенсивным и разно-сторонним развитием промышленности, техники, науки, искус-ства, средств связи, городского строительства, предметов быта и других культурных ценностей, а также появлением соответствующего образа жизни людей, некоторых общих черт их поведения и внешнего облика. Л. Морган и Ф. Энгельс предполагали, что ци-вилизация не последняя ступень общественного развития.
В будущем ее заменит общество, в котором не будет товарного производства, классов и государства и возродится в высшей своей форме девиз древних родов — свобода, равенство и братство. Все это будет связано с равенством прав, всеобщим образованием, подлин-ной демократией в управлении, братством внутри общества, вы-сокими достижениями опыта, разума и науки. Кроме общесоциологического понятия цивилизации, которое дано выше и которое выгодно отличается от многих других, есть немало частных подходов к это-му понятию, не связанному с обоз-начением какого-либо особого периода истории (научная, техническая, западная, французская, мировая, земная, космическая и другие цивилизации). Общесоциологическое понятие цивилизации значительно отличается от понятия культуры. Цивилизация существует не на всех ступенях истории, имеет, как правило, общечеловеческий характер, связана не столько с творчеством, оригинальным созданием культурных ценностей, сколько с их массовым тиражированием и т. п. Понятие цивилизации как явления в основном техногенного широко используется в теориях индустриального общества, применяется как средство особого, цивилизационно- го подхода к истории. В ряде работ этот подход удачно сочетается с ме-тодом формационного анализа общества.

ЦИЦЕРОН Марк Туллий

(106—43 до н. э.) — древнеримский философ, оратор и политический деятель. Как философ сформировался под воздействием идей синкретической философии эллинизма, испытав влияние практически всех ее школ. Главная заслуга Цицерона как мыслителя в том, что он популярно изложил римлянам греческую философию и привил им вкус к ее плодам, выразил в своей философии римскую самобытность, особое самосознание, отличное от самосознания греков, но такое же ан-тичное.

Затрагивая проблемы онтологии и натурфилософии, Цицерон обращается к потомкам и находит происхождение мира от богов, а времени от вечности. Критикуя антропоморфный взгляд на богов, рассматривает их как олицетворение и обожествление природных сил и человеческих потребно-стей.

Мир предстает как порождение единого разумного начала. Отвергая стоическую идею божественного промысла, Цицерон находит мироуправляющую силу в природном законе, который сродни человеческому разуму. Критериями истинной религии выдвигаются вера в разумный миропорядок и уважение к госу-дарственному богослужению. В вопросах гносеологии Цицерон, оставаясь последовательным сторонником академиков, отстаивает идею непосредственной достоверности и всеобщей врожденности моральных понятий, которые принадлежат бессмертной душе. Философ призывает следовать заложенной в душе природе, истинная сущность которой раскрывается только в деятельности. Однако римский мыслитель остается и на твердой почве рассудка и фак-тов, рациональная организация которых определяет знание («Об обязанностях»). Цицерон обосновывает гуманную сущность и высокое социальное значение философской деятельности, отстаивает принцип единства философской теории в реалиях гражданской жизни («Об ораторе», «Тускуланские беседы»).

Особое внимание Цицерон уде-ляет вопросам этики, изложенным в сочинениях «О границах добра и зла», «Катон старший, или О старости», «Лелий, или О дружбе», «Тус-куланские беседы», «Об обязанностях» и др. В основу этических взглядов философ кладет, с одной стороны, стоический принцип, что жить должно согласно природе, а с другой — перипатетический прин-цип меры, благодаря которым, ру-ководствуясь разумом, достигается совершенство. Это состояние связано с четырьмя основными добродетелями: мудрости, мужества, умеренности и справедливости, ко-торых достаточно для счастья как высшего блага. К высшим благам Цицерон относит также дружбу и славу, в основе которых лежит добродетель, способная победить старость, боль и смерть. Римский фи-лософ выступает против стоического фатализма и дивинации, полагая, что в ход мировых событий постоянно вмешивается свободная воля человека как результат его са-моопределения. В политической теории Цицерон был близок к идее естественного права, считая наилучшей формой государственного правления «смешан-ную», которая соединяла бы элементы демократии, аристокра-тии и монархии, видя ее прообраз в устройстве республиканского Рима. Эстетические вопросы не выделялись Цицероном в отдельную проблему, однако ан-тичное сознание автора органично включает их в свое мировоззрение, где символом красоты выступает весь космос как универсальное государство, а такие категории, как закон, государственное устройство, правители, граждане и др. выступают для Цицерона категориями одинаково и юридически, и космологическими, и эстетическими. Идейное наследие Цицерона прочно связано с такими именами латинской патристики, как Лактанций, Амвросий, Иероним, Августин. Его философия находила отклик в свободолюбивых взглядах эпох Возрождения и Просвещения.

ч

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЦИВИЛИЗАЦИЯ:

  1. ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  2. ЦИВИЛИЗАЦИЯ РИСКА
  3. ЦИВИЛИЗАЦИЯ РИСКА
  4. Глава 16. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА И КОНТРРАЗВЕДКА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  5. 2.4. Динамика процессов развития цивилизации
  6. ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis - государственный, гражданский
  7. Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  8. Эмоции
  9. Мышление
  10. Боголюбов В.С.. Экономика туризма, 2005
  11. САМОСУБЛИМИРОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
  12. ПАРАЛЛЕЛИ
  13. ПРИНЦИП ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
  14. СТАДИИ МИРОВОЙ ИСТОРИИ.
  15. 22. Консервативное направление политико-правовых учений в России во второй половине XIX – первой половине XX в
  16. 2. Цивилизационный подход к истории
  17. ПРИНЦИП ПОСТОЯНСТВА (лат. principium - основа, начало
  18. ПОМЕРАНЦ Григорий Соломонович (р. 1918
  19. ПРИНЦИП НИРВАНЫ