<<
>>

ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

— понятие и концепция философской системы Бергсона ("Творческая эволюция" — 1907), изначально разрабатываемые им в целях обоснования схемы соотношения интеллекта и интуиции (инстинкта) и впоследст-вии заложившие фундамент центральной для Бергсона и большинства философов 20 в.

проблемной парадигмы соотношения философии и науки как различных стратегий человеческой деятельности и кон-ституирования миропонимания. Противопоставляя свое видение эволюции парадигмам Спенсера и Дарвина, Бергсон отвергал не только присущие им механицизм и веру в причинность ("...творение мира есть акт свободный, и жизнь внутри материального мира причастна этой свободе"), но также и (в противовес схеме Лейбница) трактовал эволюцию как ориентированную не в будущее, а скорее в прошлое — в исходный импульс жизненного порыва. Становление интеллектуальных форм познания, согласно Бергсону, является одной из линий эволюции мира, инициируемой жизненным порывом. Многомерная эволюция, на развилках которой последний утрачивает исходное единство, включает в себя линии развития как расти-тельного и животного мира, так и меняющиеся во времени интеллек-туальную и инстинктивную формы познания.
(Человек является, по мнению Бергсона, таким же продуктом Т. Э. как и конституирование сооб-ществ муравьев и пчел — продуктов объективации "толчка к социальной жизни".) Интеллект в своей актуальности, по Бергсону, ориентирован на продуцирование искусственных орудий труда и деятельности, а также механических приспособлений: "Если бы мы могли отбросить все самомнение, если бы при определении нашего вида мы точно придерживались того, что дают нам историчес-кие и доисторические времена для справедливой характеристики человека и интеллекта, мы не говорили бы, быть может, Homo sapiens, но Homo faber". Интеллект ("способность создавать и применять неорга-нические инструменты") и инстинкт ("способность использовать и даже создавать органические инструменты") являют собой, с точки зрения Бергсона, "два расходящихся, оди-наково красивых, решения одной и той же проблемы", взаимопроникающие, взаимноперетекающие и никогда не случающиеся в чистом виде.
(По схеме Бергсона, в ветви позво-ночных эволюция привела к интеллекту, а ветвь членистоногих явила миру наиболее совершенные виды инстинкта.)У человека,согласно Бергсону, наследуемый инстинкт действует через естественные органы и обращен конкретно к вещам, ненаследуемый интеллект продуцирует искусственные инструменты и интересуется отношениями мира. Инстинкт как привычка повторяется, ориентирован на решение одной, не варьируемой проблемы, разум — осознавая связи вещей, оперирует формами и понятиями, стремясь моделировать будущее. Реальность сложнее и инстинкта, и разума (вкупе с научным познанием): "Есть вещи, находимые только разумом, но сам по себе он никогда их не нахо-дит; только инстинкт мог бы открыть их, но он их не ищет...". Преодоление такой дихотомии, с точки зрения Бергсона, возможно с помощью интуиции, которая суть инстинкт, "сделавшийся бескорыстным, сознающим самого себя, способным размышлять о своем предмете и рас-ширять его бесконечно". Интеллект дробит, вынуждает "застывать" становящееся, анализирует, генерирует множество точек подхода к его по-стижению, но ему не дано проникнуть вглубь. Интуиция ("видение духа со стороны самого духа") отыскивает дорогу "симпатии", погружаясь в "реку жизни", совпадая и даже резонируя (обнаруживаясь в облике памяти) именно с тем, что делает вещи невыразимыми для разума. Интуиция — орган метафизики, а не анализа (в отличие от науки). Интуиция — это зондирование самой реальности как длительности (см. Берг-сон), это ее постижение вопреки частоколу кодов, иероглифов и символов, возведенному разумом. "Интуиция, — по мнению Бергсона, — завладевает некой нитью. Она призвана увидеть сама, доходит ли нить до самых небес или заканчивается на некотором расстоянии от земли. В первом случае — это метафизические опыты великих мисти-ков. И я подтверждаю, что именно так и есть. В другом случае метафи-зический опыт оставляет земное изолированным от небесного. В любом случае философия способна подняться над условиями человеческого су-ществования".
В то же время интеллект, как полагал Бергсон, был, есть и будет "лучезарным ядром, вокруг которого инстинкт, даже очищен-ный и расширенный до состояния интуиции, образует только неясную туманность". Лишь последняя — в ипостаси интуиции "суперинтел-лектуальной" — порождает истинную философскую мудрость. Теория Т. Э. в интерпретации Бергсона предназначалась, таким образом, для акцентировки той его мысли, согласно которой жизнь, сознание не-доступны для постижения посредством позитивной науки разума ввиду генетической предзаданности ее природы. Философия, находящаяся вне естественных пределов обитания и действия интеллекта, — удел умо-зрения или видения; будущее философии — интеграция частных инту- иций, выступающих, по Бергсону, глубинным обоснованием любой фи-лософской системы. Констатируя то обстоятельство, что европейская цивилизация в ее современном облике — продукт развития преимущественно интеллектуальных спо-собностей людей, Бергсон был уверен в по-тенциальной осуществимости и иной альтернативы: достижения соразмерной зрелости обеих форм сознательной деятельности как ре-зультата перманентного высвобождения сознания человека от авто-матизмов. Безграничность Т. Э. зиждется тем самым, по Бергсону, исключительно на том, что жизнь может развиваться лишь через трансформацию живых организмов, и лишь сознание человека, способное к саморазвитию, может воспринять жизненный порыв и продолжить его, несмотря на то, что он "конечен и дан раз навсегда". Человек и его существование выступают таким об-разом уникальными гарантами су-ществования и эволюции Вселенной, являя собой в этом исключительном контексте цель последней, а интуиция обретает статус формы жизни, атрибутивной для выживания социума в целом. Как утверждал Бергсон, "...все живые существа едины и все подчиняются одному и тому же замечательному импульсу. Животное имеет точку опоры в растении, человек — в животном мире. А все человечество — в пространстве и во времени — галопом проносится мимо нас, способное смести любые препятствия, преодолеть всякое сопротивление, может быть даже и собственную смерть". В определенном плане концепция Т. Э. выступила уникальным для 20 в. творческим парафразом ряда значимых подходов фи-лософских систем Гегеля (согласно Бергсону, "сущность есть измене-ние"; "...столь же существенным является движение, направленное к рефлексии... Если наш анализ правилен, то в начале жизни (имеется. — А. Г.) сознание, или, вернее, сверхсознание) и Спинозы ("сознание точно соответствует той возможности выбора, которою располагает живое существо; оно соразмерно той полосе возможных действий, которая окружает реальные действия: сознание есть синоним изобретательности и свободы").

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ:

  1. Часть II.Мозговая атака и творческое мышление
  2. РЕЗУЛЬТАТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНФОРМАЦИЯ. РАБОТЫ. УСЛУГИ
  3. 3. ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РЕКЛАМИСТА
  4. ГЛАВА 1.4 ЗАКОН ТВОРЧЕСКОГО ИМПУЛЬСА
  5. ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, ЖСТЛ
  6. Потребительская культура как творческий процесс
  7. Как подойти к продвижению творчески — десять шагов
  8. Как с помощь творчески написанного пресс-релиза обратить на себя внимание редактора
  9. СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
  10. ЗАКОН ЭВОЛЮЦИИ
  11. ЭВОЛЮЦИЯ (лат. evolutio — развертываю
  12. СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
  13. СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
  14. 46. Аналитика внутреннего мира человека:проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия.Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.