<<
>>

ТВОРЧЕСТВО

- конструктивная деятельность по созданию нового. В античной философии связывалось с креативными процессами космогенеза и понятием Эроса как творческого целеполагания (см. Платон).

В средневековой философии рассматривалось в контексте христианского теизма в связи с креативным потенциалом Бога как Творца, т.е. субъекта превращения небытия в быгие (см. Демиург); творческая сущность Абсолюта персонифицируется в христианстве в образе Софии (София как "художница"). Ренессансная и новоевропейская культуры апплицируют понятие "Т." на созидательную деятельность человека; немецкая классика фокусирует внимание на когнитивном аспекте Т. (Кант о продуктивной способности воображения, Шеллинг о Т. как сфере соприкосновения творческой личности с Абсолютом Творца). Для современной философии характерна параллельная трактовка Т., - с одной стороны, как сугубо интеллектуального феномена (Н. Гартман, Гуссерль, Уайтхед и др.), с другой - как экзистенциального феномена, лежащего в основе свободы личности (экзистенциализм).
Необходимый признак Т. соответствие идеалам, целям, потребностям человека и человечества. Т. по своей природе бескорыстно и несовместимо с эгоизмом. Важнейшие виды (и результаты) Т. - открытие и изобретение. Открытие устанавливает ранее неизвестные в науке объективные закономерности, явления, свойства, эффекты, вносит коренные изменения в существующие научные знания. Изобретение связано с применением открытий или уже известных законов для создания новых систем, их отдельных компонентов. Открытие касается того, что уже существовало или существует в реальном мире (Колумб открыл Америку); изобретение творит то, чего на данный момент времени нигде нет (Б. Франклин изобрел громоотвод), и, следовательно, формирует так называемый искусственный мир - мир техники и новых социальных отношений. Таким образом, в процессе Т. не просто возникают новые предметы, но происходит развитие сущностных сил человека, он преобразует не только внешнюю среду, но и самого себя. В современную эпоху бурного развития науки и техники, преобразования общественных отношений особенно актуальными становятся вопросы обучения Т., воспитания творческих личностей. Создаются специальные методики решения творческих задач, активизации творческого потенциала человека, возникают соответствующие учебные заведения. Переход на формы и методы обучения, способствующие развитию творческой самостоятельности индивида - одна из главных задач любой системы образования. В.Ф. Верков

<< | >>
Источник: ГРИЦАНОВ А.А.. Новейший философский словарь. 2004

Еще по теме ТВОРЧЕСТВО:

  1. ТВОРЧЕСТВО
  2. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
  3. § 9. Свобода творчества
  4. 1. РЕКЛАМА - ЭТО ТВОРЧЕСТВО
  5. ТВОРЧЕСТВО
  6. 1. ТВОРЧЕСТВО КОПИРАЙТЕРА
  7. СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСТВА
  8. ГЛАВА 7.16 ТВОРЧЕСТВО В МАРКЕТИНГЕ
  9. Глава XVII. Творчество
  10. 4. ПРИЛОЖЕНИЯ РЕКЛАМНОГО ТВОРЧЕСТВА
  11. ЭФФЕКТ 10% САМООГРАНИЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТВОРЧЕСТВА
  12. 6.5. Творчество — основной источник прибыли в экономике XXI века
  13. Воображение и интуиция как способы и формы познания и творчества
  14. 3. ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ В PEHECCAHCHOE В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО
  15. 1. ТВОРЧЕСТВО БЭКОНА - ПЕРЕХОД ОТ РЕНЕССАНСНОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ К ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  16. ПСИХОБИОГРАФИЯ (греч. psyche - душа и греч. biogra-phia - жизнеописание, история жизни; жизнь
  17. ПСИХОБИОГРАФИЯ