<<
>>

ТВОРЧЕСТВО


— деятель-ность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество — это сози-дание нового в интересах социального прогресса, возрастания степени свободы человека, гуманизации общественных отноше-ний, обеспечивающих всестороннее, гармоническое развитие личности.
Творчество диалектически противоречиво, оно — единство репродуктивной и продуктивной деятельности. Опираясь на созданное предшествующими поколениями, человек в ходе постановки и решения проблем созидает новое. Существуют многочис-ленные философские концепции, пытающиеся объяснить творчество. Одни усматривают его в свободной, ничем не обусловленной, произвольной активности человека, другие связывают с де-ятельностью Бога, творящего мир природы и самого человека. Творчество нередко отождествляют с нравственным, эстетическим совер-шенствованием человека, в других случаях — с развитием науки. К числу факторов, обусловливающих творчество, относят либо социальные, либо природно-биологиче- ские условия. В некоторых теориях акцент делается на общественную природу, в иных — на личност- но-индивидуальную сторону творчества. Творчество проявляется в различных формах: научной, худо-жественной, производственно-тех-нической, политической и т.д. Его основу составляет предметно-практическая деятельность людей, целесообразно преобразующих окружа-ющий мир. Важнейшая сфера приложения творческой деятельности человека.— общество, осуществление исторической деятельности. В творчестве человек развивает и самого себя, формирует себя как це-лостную личность, соединяющую в себе и практическое, и духов- но-нравственное совершенствование. Важнейшая область современного творчества — научная деятельность. На основе развития научного знания человек способен к реализации своих творческих потенций во всех других видах деятельности.
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер (1881—1955) — французский теолог, философ и естествоиспытатель, один из первооткрывателей синантропа. Воспитанник иезуитского колледжа, Тейяр в 18 лет вступает в «Орден Иисуса». Вся его дальнейшая деятельность протекает под контролем Ватикана. При жизни Тейяра его философские и эволюционные воззрения были мало из-вестны, т. к. он соблюдал запрет, наложенный орденской властью на публикацию его произведений. Цель философии Тейяра — раскрыть причины и содержание эволюционного развития Вселенной, приведшего к появлению человека, посредством синтеза на-учных данных и религиозного опыта. Человек, по Тейяру, не статичный центр мира (такое представление о человеке характерно для ортодоксальной католической доктрины), а ось и вершина эволюции. Суть разработанной Тейяром эволюционной концепции вкратце такова: 1) материя и дух изначально неразделимы. «Ткань универсума» — субстан-ция одухотворенная. Энергия как свойство материи имеет две со-ставляющих: а) тангенциальную, или физическую (подчиненную закону сохранения энергии и принципу энтропии), обеспечивающую связь и компоновку элементов Вселенной и б) радиаль-ную, или духовную (не подчиняющуюся никаким законам), дей-ствие которой направлено вперед и вверх в порядке усложнения; 2) эволюция мироздания (космо- генез) проходит три основных этапа: а) преджизнь — формиро-вание химических элементов, галактик, звезд и планет, оболочка
Земли покрывается водно-солевым раствором (возникают благоприят-ные условия для образования сложных белковых соединений);
б) жизнь — развитие и усложнение всех форм живых организмов и
в) мысль — возникновение человека и истории человечества до наших дней. Третий этап завершается фор-мированием сферы духа или «ноосферы», что ведет за собой гипотети-ческий четвертый этап — выход в сверхжизнь к духовному эпицентру мироздания — «точке Омега»; этому понятию Тейяр придает особое значение; 3) именно посредством действия «точки Омега» мир, по выражению Тейяра, «ускользает от эн-тропии». Омега есть первопричина возникновения мира и вместе с тем конечное следствие его эволюции. Атрибутами Омеги являются наличность, автономность, необрати-мость «и, в конечном счете, транс-цендентность». «Инструмент» Омеги — радиальная составляющая единой космической энергии, действие на мир, осуществляемое с по-мощью этого инструмента — любовь, смысл действия — концентрация, сосредоточение любви в самом себе обратно пропорционально раз-лагающейся под влиянием энтропии физической материи. По всей видимости, соотносимость понятий Омеги и Бога (в общерелигиозном смысле) весьма неопределенна. Омега — гораздо более философское, нежели теологическое понятие. Учение Тейяра оказало большое влияние на развитие как научной, так и религиозной мысли XX в.
ТЕЛЕЗИО Бернардино
(1509—1588) — итальянский на-турфилософ эпохи Возрождения. Основное сочинение «О природе вещей согласно ее собственным началам» (1565). Имя Телезио стоит в одном ряду с выдающимися мыслителями итальянского Возрождения: Леонардо Да Вин- . чи, Джордано Бруно, Томазо Кам- панелла. Телезио — противник схоластического аристотелизма, основал Академию с целью опытного изучения природы на основе ее законов. По учению Телезио, материя пассивна; тепло и холод
исходные движущие источники. Телезио исходит из сенсуализма и опытного познания. Человек
природная реальность, обладающая помимо «духа» родом «бо-жественной и бессмертной души». Нравственная жизнь человека содержит природные начала — добро самосохраняет, зло — разрушает. Согласно взглядам Теле-зио, создателем и правителем этого реального мира является Бог, определяющий творческую активность и природы и человека.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ТВОРЧЕСТВО:

  1. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
  2. § 9. Свобода творчества
  3. 1. РЕКЛАМА - ЭТО ТВОРЧЕСТВО
  4. ТВОРЧЕСТВО
  5. ТВОРЧЕСТВО
  6. 1. ТВОРЧЕСТВО КОПИРАЙТЕРА
  7. СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСТВА
  8. ГЛАВА 7.16 ТВОРЧЕСТВО В МАРКЕТИНГЕ
  9. Глава XVII. Творчество
  10. 4. ПРИЛОЖЕНИЯ РЕКЛАМНОГО ТВОРЧЕСТВА