<<
>>

1. ТВОРЧЕСТВО БЭКОНА - ПЕРЕХОД ОТ РЕНЕССАНСНОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ К ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Интенсивное философское и притом материалистическое развитие в Англии открывает творчество Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626). Будучи мыслителем и деятелем позднего Ренессанса, он вместе с тем сформулировал важнейшие принципы, характерные для философии нового времени, для эпохи рапних буржуазных революций.

Жизнь и произведения.

Бэкон происходил из знатного рода, принадлежавшего к так называемому новому дворянству, учился в Кембриджском университете. Затем он был приобщен к дипломатической службе, которую в составе английского посольства проходил в течение нескольких лет в Париже. Политического ума-разума он продолжал набираться и в последующие годы, когда после смерти отца вернулся в Англию, где отдался юридической деятельности, переплетавшейся с политической; стал членом палаты общин. Но при королеве Елизавете ему не удалось сделать сколько-нибудь значительной политической карьеры. Она вполне удалась Бэкону только в правление ее преемника Якова I Стюарта. В царствование Елизаветы молодой член парламента еще пытался иногда фрондировать, теперь же он не позволял себе ничего подобного.
Король оценил способности гибкого адвоката, незаурядного оратора, искусного царедворца, к тому же ставшего к этому времени довольно известным писателем. Милости и должности следуют одна за другой. Когда в 1614 г. король распустил парламент, противившийся взиманию произвольных налогов, и стал опираться на группы ближайших сотрудников, одним из них стал Фрэнсис Бэкон. В 1618 г. он занял уже высший административный пост, став лордом-канцлером Англии и получив титул барона Веруламского (отсюда — Веруламец). Отныне Бэкон — едва ли не главный проводник политики английского абсолютизма. В 1621 г. он получил новый титул — виконта Сент-Албанского. Но здесь его постигла катастрофа. В том же году Яков I, остро нуждаясь в субсидиях, все же созвал парламент, а тот проявил возмущение действиями королевских сановников.
Одна из комиссий его нижней палаты, членом которой некогда был нынешний лорд-канцлер, предъявила ему обвинение во взяточничестве. Состоявшийся суд вынес довольно суровый приговор, вскоре фактически отмененный королем. Однако политическая карьера Бэкона окончилась, и он целиком отдался литературной деятельности, завершая труды, начатые задолго до этого.

Ренессансный облик Бэкона проявился уже в много-образии его интересов. Этот столь активный политический деятель глубоко интересовался философскими вопросами. К тому же Бэкон был наделен незаурядным литературным талантом. Весьма выразительно он проявился в его первом значительном произведепии «Опыты или наставления нравственные н политические», опубликованном в 1597 г. Этот сборник эссе на моральные, религиозные и политические темы, написанный под влиянием «Опытов» Монтеня, в дальнейшем дополнялся автором и при его жизни выходил еще дважды. Он и принес Бэкону наибольшую пожизненную известность. Но в историю философии он вошел прежде всего как автор самого объемистого из его трактатов «О достоинстве и приумножении наук» (1623). Первоначальный вариант этого произведения, называвшийся «О значении и успехе знания, божественного и человеческого», был опубликован еще в 1605 г. Наиболее известное методологическое произведение Бэкона — «Новый Органон наук» (1620; предварительный вариант публиковался в 1612 г.). Другие философские произведения Бэкона не были им окончены (даже «Новый Органон» он считал таковым). Из их числа следует назвать его очень интересную утопию «Новая Атлантида», опубликованную посмертно (1627).

Исходная социальная и философская позиция. Неоднократно констатированные нами стремления философов-гуманистов к разработке философских доктрин, нацеленных на установление «царства человека», нашли в произведениях Бэкона последовательную и четкую формули-ровку.

Она определялась социально-экономическими условиями его родины, выходившей в эту эпоху на авансцену буржуазного развития. Новое дворянство, к которому не-посредственно принадлежал Бэкон, в отличие от старой паразитической феодальной знати, господствовавшей в большинстве других стран Европы и в силу ряда причин очень ослабленной в Англии, втягивалось в торговлю, меняло традиционные методы сельского хозяйства, было заинтересовано и в успехах мануфактурного производства.

Аналогичные настроения были тем более свойственны нарождавшейся буржуазии. В своих «Опытах, или наставлениях нравственных и политических» автор выступал сторонником таких законодательных реформ, которые стимулировали бы экономическую жизнь страны, способствуя развитию торговли и промышленности.' Живя в эпоху пролога английской революции, Бэкон средство лечения социальных недугов явно усматривал в экономическом прогрессе страны. А такой прогресс, в свою очередь, выражался для него в достижениях естественных наук, находивших свое непосредственное продолжение и выражение в различных технических изобретениях и усовершенст- вованиях, благотворно изменяющих человеческую жизнь.

О своих научно-технических упованиях Веруламец с присущей ему красноречивостью написал в «Новой Атлантиде», облеченной в уже знакомый нам (и ставший популярным в эту эпоху) жанр рассказа путешественника о посещении им неведомой в Европе страны, расположенной на некоем острове Бенсалем.

Весьма показательно для выявления социально-политических умонастроений Бэкона сравнение «Новой Атлантиды» с «Утопией» Мора (положившей начало этому жанру) и с «Городом Солнца» Кампанеллы (написанным примерно за два десятилетия до бэконовского произведения). Авторы этих двух великих произведений видели путь достижения «царства человека» в острой социальной критике современного им общества прежде всего на своей родине и противопоставляли этой неприглядной картине идеальное, в принципе бесклассовое общество. Ничего подобного мы не встречаем в «Новой Атлантиде». Там живет христианский народ, отличающийся по сравнению с европейскими народами исключительной мягкостью нравов. В некоторых местах можно встретиться при описании этих нравов с элементами моральной критики в адрес европейцев, но не более. Однако о государственном устройстве жителей Бен- салема почти нет никакой речи (правда, произведение не окончено, но из его содержания не видно, чтобы эти вопросы интересовали автора). Читатель узнаёт, однако, что главным учреждением этой удивительной страны является «Дом Соломона», назначение которого — изучение «творений господних», стремление к их объективному, без всякого приукрашивания, познанию, к обретению «света», из каких бы стран он ни исходил, — составляет едва ли не главную заботу бенсалемцев, направляемых своего рода академией наук.

Причем знание, которого добивается это общество и к которому оно стимулирует других, далеко от самоценности, от созерцательности. Напротив, подчеркивает глава «Дома Соломона», «целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным» [111, т. 2, с. 499, 509]. Следовательно, производство усиливается на основе углубляющегося знания, а наука становится производительной силой.

Добрую половину этого небольшого произведения составляет описание множества удивительных научно-техни- ческих достижений и усовершенствований. Фантазия-мечта автора в этом отношении намного превосходит то, о чем можно прочитать в «Городе Солнца». Даже при сравнении этих страниц с проектами Леонардо очевидно их явное «превосходство»: ведь в отличие от него Бэкон не был ни ученым-естествоиспытателем, ни инженером, поэтому и фантазия его значительно шире названных проектов.'Впро- чем, в ней немало и реалистического, осуществленного в не столь уж отдаленном будущем. Назовем некоторые из научно-практических достижений бенсалемцев.

Например, огромные башни для наблюдения явлений природы и использования солнечного тепла; обширные помещения, в которых можно демонстрировать дождь, снег, гром и молнию, как и показывать зарождение из воздуха (в других случаях из гнили) различных мелких животных; выращивание их большими или меньшими и оживление после смерти; сохранение жизнеспособности удаленных по разным причинам органов человеческого тела; комнаты чудесного исправления здоровья; вкуснейшие кушанья и напитки; множество сортов бумаги и тка-ней; лодки для плавания под водой; различные зрительные приспособления (в том числе и инструмент, напоминающий будущий микроскоп); передача звуков на разные расстояния; самые разнообразные и сложные машины и механизмы и т. п.

Некоторые историки философии и науки обоснованно именуют Бэкона пионером индустриальной эры. При чтении его произведения создается впечатление, что все йротиворечия и недуги своего времени он считал возможным излечить на пути научно-технического прогресса. Много внимания уделено описанию организации (и кооперации) научной работы в «Доме Соломона». Об огромном ее значении в Бенсалеме говорит и то, что здесь установлен своего рода культ различных первооткрывателей, которым воздвигнуты статуи, а живые получают щедрое и почетное вознаграждение.

<< | >>
Источник: Соколов В. В.. Европейская философия XV —XVII веков: Учеб. пособие для филос. фак-тов ун-тов.. 1984

Еще по теме 1. ТВОРЧЕСТВО БЭКОНА - ПЕРЕХОД ОТ РЕНЕССАНСНОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ К ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ:

  1. 6. Характеристика философии нового времени (XVI-ХVIII).Ее основные направления и виднейшие представители(Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
  2. 3. ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ В PEHECCAHCHOE В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО
  3. Философия Нового времени
  4. Глава VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ
  5. Глава VIII. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
  6. 4. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ВЫДАЮЩИХСЯ ГУМАНИСТОВ XVI ВЕКА
  7. 1. Предмет философии и специфика философского мышления.Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
  8. Высокая схоластика I / Роджер Бэкон; Бонавентура; Раймунд Луллий
  9. ТВОРЧЕСТВО
  10. 22.2. Временный ввоз и временный вывоз оборудования и запасных частей
  11. ТВОРЧЕСТВО
  12. Положение об особенностях режима рабочего времении времени отдыха водителей автомобилей
  13. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
  14. ТВОРЧЕСТВО