<<
>>

Учение о знании

По Плотину существуют два способа познания: 1) чувство и 2) ум. Из них чувство не может быть средством познания первоначала. Но категории и общие понятия ума не имеют отношения к Единому, ибо единое выше всякого определения.

Из всех категорий высшая — категория бытия.

Но и она неприложима к Единому. Категория бытия разделяет сущее и .единое: Единое становится здесь предикатом сущего. В свою очередь, сущее — то, что имеет вид, форму. Однако к первоначалу неприложимы ни вид, ни форма: первоначало не может иметь никакого масленного образа. Что касается остальных категорий, то они 515

все связаны с категорией бытия и так же, как и она, не могут быть приложимы к Единому.

Если, таким образом, Единое безусловно лишено всех предикатов, то каким способом оно может быть познано? Такое познание все же возможно. Каждый предмет — Единое, следовательно, каждый предмет есть душа. Он даже больше душа, чем протяжение, следовательно, причастен безусловно простому. Поэтому душа может возвыситься до первоединого. Однако возможно это не при помощи чувства, или мысли, или слова, а только при помощи особой сосредоточенности на познаваемом предмете. Эта сосредоточенность — созерцание, отрешающееся от всего, что не есть единое, и сосредоточивающееся на безусловно простом. Слово «созерцание» здесь даже недостаточно точно, так как предполагает разделение на созерцаемое и созерцающее, а эта двойственность противоречит природе Единого. Постижение, о котором здесь говорит Плотин, есть непосредственное слияние с Единым, при котором Душа и Единое совпадают.

<< | >>
Источник: Валентин Фердинандович. Все об Античной философии. 1976

Еще по теме Учение о знании:

  1. УЧЕНИЕ О ЗНАНИИ
  2. Прописные истины о знании водителями ПДД
  3. Ошибка третья. Инвестиционные советы для конкретной страны нельзядавать, основываясь на поверхностном знании экономическойситуации
  4. Учение о бытии
  5. УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА
  6. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
  7. § 1. Учение о свободе
  8. Учение о гомеомериях
  9. Учение о движении
  10. УЧЕНИЕ ОБ АТОМАХ
  11. УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ»
  12. ТЕОРИЯ «ИДЕЙ», КОСМОЛОГИЯ И ПИФАГОРЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧИСЛАХ
  13. Учение о человеке и культуре
  14. УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
  15. Учение о четырех причинах
  16. Раздел пятый. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО СОЗНАНИИ
  17. ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos - последний и logos - учение