<<
>>

Умеренный МИСТИЦИЗМ Сен-Викторскои школы

Мистическое учение Бернара Клер- ВОССКОГО, имевшего многих последователеи, несмотря на свою влиятель

ность, все же заключало в себе одну сторону, весьма неприятную для церкви.

Воинствующая позиция Бернара, принципиально отвергавшего возможность научного воззрения на мир и схоластических путей постижения бога, грозило церкви утратой контактов с развитием научно- философского знания, которое хотя и весьма медленно, но все же происходило и в ту эпоху. Церкви же был необходим контакт со схоластиками и носителями свободных искусств, число которых увеличивалось и которые все чаще соскальзывали на еретические тропы.

Реализацию таких потребностей церкви взяли на себя ее мыслящие представители, группировавшиеся в других монастырях. Важнейшим из них стал монастырь св. Виктора, основанного на окраине Парижа в 1108 г. уже известным нам схоластиком и теологом Гильомом из Шампо. В этом монастыре сложился кружок любителей философии, которые, отнюдь не отвергая ни свободных искусств, ни определенных принципов схоластики, вместе с тем подчеркивали, что как первые, так и вторая могут обрести свой подлинный смысл и цель только в мистическом постижений бога, которое с необходи-мостью должно увенчивать любые познавательные стремления человека.

Индивидуальные пути богопознания, открываемые мистикой, сочетались у этих философствующих монахов (их часто называют викторианцами) с довольно интенсивными научно-философскими занятиями. Тем самым перед ними открывалась возможность воздействия на тех представителей знания и философии, которые в той или иной степени уклонялись от пути, предписанного христианско-католическим вероучением и римской церковью.

Виднейшим викторианцем был младший современник Бернара Клервосского Гуго (1096—1141). Саксонец весьма знатного происхождения, он прибыл в 1115 г.

в монастырь св. Виктора и учился здесь у Гильома. В дальнейшем он стал магистром, а в 1130 г. —и руководителем школы. Гуго, с одной стороны, был весьма незаурядным знатоком и ценителем свободных искусств и философии, а с другой — еще болы іе увлекался теологией и мистикой, испытав влияние Нернара и Ансельма Кентерберийского. Свои философские воззрения он изложил главным образом в сочинении «Didascalion» (наука, учение). Оно представляло собой свод семи свободных искусств, как они излагались в традиции, идущей от Боэция и Кассиодора, и как они выступали в рассматриваемую эпоху, будучи обогащенными новыми знаниями. Вместе с тем в данном сочинении известное внимание уделялось и дидактическим вопросам преподавания этих необходимых, по убеждению Гуго, знаний для монахов его времени. При этом изучение всех знаний, о которых шла речь в сочинении, рассматривалось лишь как введение в вопросы теологии. Ей было посвящено особое сочинение Гуго «О таинствах христианской веры» — одна из первых теологических сумм западноевропейского средневековья.

Интересной чертой философских воззрений Гуго Сен-Викторского стала его классификация знаний, навеянная главным образом Аристотелем (в отличие от философов Шартрской школы Гуго был знаком с ними, по всей вероятности, только через Боэция). Принимая аристотелевское подразделение знаний на теоретичес-кие и практические, глава Сен-Викторской школы вносил существенную поправку прежде всего в членение теоретических знаний, произведенное Стагиритом. Место первой философии, которой автор «Метафизики» отводил решающую роль, у Гуго заняла теология, математика же и физика сохраняли свое место.

В разделе практических знаний интересно другое «нововведение» Гуго, который подразделял этику на индивидуальную (можно сказать, собственно этику), до-машнюю (которую можно считать экономикой) и поли-тическую. В таком подразделении абсолютно характер-но для средневеково-религиозного мировоззрения под- чинение всех аспектов индивидуальной и общественной жизни этическому аспекту (усилено по сравнению с Аристотелем). Викторианец интересовался и вопросами логики (которую он включал и в свою классификацию наук) и даже признавал эмпирическую основу некоторых знаний.

Однако вместе с тем внутренний опыт Гуго считал более надежным и достоверным, чем опыт внешний. Здесь-то он и поворачивал на мистические пути бо- гопостижения.

Значительно больше Бернара Клервосского Гуго Сен-Викторский ценил знание. Однако, хотя он и признавал, что знание может служить земной жизни (и в этом качестве выступает как наука — scientia), много важнее его этическая функция (определяемая, как и у Августина, словом мудрость — sapientia). Вершина же мудрости возможна лишь в постижении бога (intelligentia). Этим трем ступеням познавательного состояния в общем соответствуют три органа человеческого познания: чувственно телесный, оперирующий образами, духовно-разумный, невозможный вне понятий, и созерцательно-ин-туитивный. Первым познается внешний мир, вторым — душа, третьим — бог.

В этом гносеологическом контексте наиболее интересна у Викторианпа его трактовка созерцания и в особенности интуиции. Он различает в созерцании несколько ступеней, интуиция же составляет высшую из них. С одной стороны, ее трудно отождествить с тем крайним иррационалистическим толкованием, которое ха-рактерно для Бернара, поскольку у Гуго интуиция вы-ступает как завершение предшествующих ступеней чув-ственного и логического знания. Здесь проявляется по-ложительная гносеологическая роль интуиции (вернее, всей сферы созерцательного знания), состоящая в сос-редоточении человеческого ума, расширении его гори-зонта и подъеме на более высокую ступень. Такая роль объяснит нам обращение в дальнейшем многих схола-стиков к мистике. Заходя в различные тупики в своих псевдорационалистнческих изысканиях, эти схоластики погружались в необъяснимые, как подчеркивала мисти-ка, глубины человеческого духа, чтобы почерпнуть там новые творческие импульсы.

В целом же интуиция остается у Гуго иррационали- стической, поскольку соединение с богом человек осуществляет, когда его ум вырывается изо всех телесных И логических связей. Поскольку же соединение с богом выступает как уподобление ему и субстанциальность души остается обособленной от всегда внеприродной субстанциальности бога, благодать которой ниспосыла-ет такого рода состояние, мистицизм Викторианца, по-добно мистицизму Клервоссца, остается антипантеистическим (в основе своей тоже августинианским).

Вместе с тем большое внимание, которое Гуго уделял вопросам знания, привело его к интересному для той эпохи анализу веры и ее отношения к знанию.

В этом анализе значительную роль играет классификация истин. Одни из них выводятся из разума, другие согласуются с ним, третьи противоречат ему, а четвертые всегда превосходят его возможности и силы. Первые полностью познаваемы, и к ним вера не имеет никакого отношения. Последние же составляют только достояние веры. Викторианец трактует ее, во-первых, в смысле неизбежной недостоверности множества наших знаний. Они могут заключать в себе истины, согласные с разумом (и менее достоверные, чем первый род истин), но относящиеся к объектам, еще не существующим, а только предстоящим. Во-вторых же — и это много важнее,— вера, связанная с истинами, превосходящими силы ра-зума, есть суіубо религиозная вера в непостижимость божественной воли. Последняя выявляется для человека как сверхъестествгнное откровение либо через внешние события, которые чудесны — воззвание к чуду составляет едва ли не главную черту «онтологии» мистицизма — либо же божественное откровение выступает как внутреннее озарение в душе богобоязненного человека.

Учеником и преемником Гуго стал Ришар Сен-Вик- торский (ум. 1173), а сама школа просуществовала до конца XII в.

<< | >>
Источник: Соколов В. В.. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов.. 1979

Еще по теме Умеренный МИСТИЦИЗМ Сен-Викторскои школы:

  1. клас-сик европейского мистицизма
  2. Разговор сАристиппом об умеренности. Рассказ Продика о Геркулесе
  3. Философские школы и направления
  4. СОКРАТ И СОКРАТОВСКИЕ ШКОЛЫ
  5. 54.1. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ АНАЛИЗА ФОНДОВОЙ КОНЪЮНКТУРЫ
  6. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  7. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  8. Глава 54. ШКОЛЫ АНАЛИЗА СИТУАЦИИНА ФОНДОВЫХ РЫНКАХ И ТЕОРИИ БИРЖЕВОЙ ИГРЫ
  9. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ МЕГРЕЛИДЗЕ Кита (1900-1944
  10. 2. Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм.Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.
  11. АМПЛИФИКАЦИЯ (прояснение
  12. Даже зависть бывает полезна